223-ФЗ: Закупки у МСП. Ответы эксперта

1.1.    Как открыть спецсчет федеральному государственному бюджетному учреждению для участия со стороны подрядчика, если мы работаем через казначейство? И есть ли такая необходимость?

Спецсчет участнику закупки нужен для решения двух основных задач:

  1. внесение обеспечения заявки;
  2. внесение средств для списания платы с победителя в случае победы на процедуре по 44-ФЗ.  Альтернативные вариант внесения платы с победителя может быть через функционал лицевого счета на электронной площадке.

С точки зрения законодательства о некоммерческих организациях, а также Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» от 08.05.2010 N 83-ФЗ, бюджетные учреждения не могут открывать счета в кредитных организациях, однако в своих разъяснениях Минфин России утверждал якобы о том, что это возможно, хотя, формально, это нарушает требования законодательства.

С 27 декабря 2018 года на основании Федерального закона от 27 декабря 2018 г. N 502–ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" государственные и муниципальные учреждения  освобождены от уплаты обеспечения заявок (ч. 6 ст. 44  44-ФЗ). В этой связи первая функция спецсчета для вашей организации становится неактуальной. Остается второй вариант использования спецсчета-для внесения платы с победителя.

Если удобен такой вариант, то спецсчет можно открыть, использовать. Если устраивает схема внесения платы с победителя через площадку (площадки) на которой работаете, то можно не открывать либо закрыть уже открытый спецсчет и пользоваться функционалом площадок.

В таком случае средства нужно вносить непосредственно на те площадки, где вы становитесь победителями процедур, отдельно на каждую ЭТП. При использовании же спецсчета средства можно вносить только на спецсчет как в единое хранилище, и оттуда они будут уходить по соответствующим ЭТП в случае победы на процедурах.

Если Вы планируете участвовать в закупках по 223-ФЗ, то в рамках этого закона спецсчета нужны только субъектам малого и среднего  предпринимательства (субъекты МСП), которые участвуют в закупках с ограничением «только для МСП». Бюджетные учреждения  не являются субъектами МСП, так как они учреждены государством (органами власти и т.д., то есть доля участия государства стопроцентная). Да, такие организации осуществляют приносящую доход деятельность, но она не является ключевой целью создания БУ. Таким образом, в соответствии с 209-ФЗ (о поддержке МСП), 7-ФЗ (о некоммерческих организациях), а также на основании положений ГК РФ к категории МСП бюджетные учреждения не относятся, и в закупках только для МСП участвовать не могут. А, значит, для 223-ФЗ спецсчет вашей организации в принципе не нужен.

2. Не совсем по теме, но все же как быть с закупками электроэнергии? Не размещаются совсем?

С 31 декабря 2017 г. в пункт 8 части 4 статьи 1 Закона № 223-ФЗ внесены изменения, в соответствии с которыми Закон № 223-ФЗ не регулирует отношения, связанные с заключением и исполнением договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, являющихся обязательными для участников рынка обращения электрической энергии и (или) мощности.

Изменения внесены в части определения субъектов, для которых является обязательным заключение и исполнение договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике. Ранее в качестве таких субъектов были указаны - субъекты оптового рынка - участники обращения электрической энергии и (или) мощности.

Соответственно в ранее действующей редакции Закона № 223-ФЗ речь шла именно о субъектах оптового рынка.

В свою очередь правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности

в сфере электроэнергетики определены Федеральным законом от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ

«Об электроэнергетике».

В статье 3 Закона № 35-ФЗ определены понятия «оптовый рынок электрической энергии и мощности» и «розничные рынки электрической энергии».

При этом согласно части 1 статьи 31 Закона № 35-ФЗ в состав субъектов оптового рынка входят участники обращения электрической энергии и (или) мощности - поставщики электрической энергии (генерирующие компании) и покупатели электрической энергии (энергосбытовые организации, крупные потребители электрической энергии, гарантирующие поставщики), получившие статус субъектов оптового рынка в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, совет рынка, коммерческий оператор и иные организации, обеспечивающие в соответствии с правилами оптового рынка и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка функционирование коммерческой инфраструктуры оптового рынка, организации, обеспечивающие функционирование технологической инфраструктуры оптового рынка (организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, системный оператор).

Частью 1 статьи 32 Закона № 35-ФЗ установлено также, что на оптовом рынке действует организованная система договоров между субъектами оптового рынка, определяющая основные условия деятельности соответствующих субъектов на оптовом рынке, условия продажи электрической энергии и мощности, оказания услуг. Перечень, система и порядок заключения обязательных для участников оптового рынка договоров определяются правилами оптового рынка.

Наряду с указанной системой договоров поставщики и покупатели электрической энергии и мощности - субъекты оптового рынка вправе заключать в порядке, предусмотренном правилами оптового рынка, двусторонние договоры купли-продажи электрической энергии и (или) мощности. Субъекты оптового рынка свободны в выборе контрагентов по таким договорам.

При этом в соответствии с частью 1 статьи 37 Закона № 35-ФЗ к субъектам розничных рынков относятся в том числе поставщики электрической энергии (энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики, производители электрической энергии, не имеющие права на участие в оптовом рынке в соответствии со статьей 35 Закона № 35-ФЗ. Поставщики электрической энергии и покупатели электрической энергии вправе заключать договоры, в которых содержатся элементы различных договоров (смешанные договоры).

Соответственно, субъекты оптового рынка и субъекты розничного рынка наделены правом заключения договоров в соответствии с законодательством РФ об электроэнергетике.

Учитывая вышеизложенное к участникам рынка обращения электрической энергии и (или) мощности, могут относиться как субъекты оптового рынка, в состав которого входят участники обращения электрической энергии и (или) мощности, так и субъекты розничного рынка, не имеющие права на участие в оптовом рынке.

Таким образом, из сферы действия Закона № 223-ФЗ исключены правоотношения участников как оптового рынка, так и розничного рынка обращения электрической энергии и (или) мощности. Информация о закупках электроэнергии не вносится ни в план закупок по 223-ФЗ, ни в отчеты по закупкам заказчиков-субъектов 223-ФЗ, -заключается обычный договор гражданско-правового характера

3. Сколько протоколов у запроса котировок в разделе МСП?

В 223-ФЗ по вопросам протоколов в запросах котировок для субъектов МСП нужно смотреть в совокупности сразу 3 статьи: 3.2., 3.3., 3.4, из них модно сделать вывод о том, что протокол - один. Однако с точки зрения технологической реализации процедуры на электронных торговых площадках и в ЕИС, Минфин России и Казначейство РФ предусмотрели технорабочие материалы (см. руководство пользователя по 223-ФЗ http://zakupki.gov.ru/epz/main/public/document/view.html?searchString=&sectionId=1091), в которых у запроса котировок 2 протокола: рассмотрения заявок, без ценовых предложений, и подведения итогов – с ценой.

Поэтому схематически процедура выглядит как на картинке

 

 

4. Здравствуйте! Скажите пожалуйста, как зарегистрироваться в качестве участника, если мы автономное учреждение и нужно ли нам открывать спец.счет? Работаем по 223-ФЗ. Регистрироваться в качестве участника нужно по 44-ФЗ?

Если вы хотите зарегистрироваться как участник закупок, чтобы участвовать в закупках по 44-ФЗ, то необходимо это сделать  через ЕИС, примеры регистрации https://www.roseltorg.ru/knowledge_db/registration/eis. В принципе, регистрация по 44-ФЗ в ЕИС дает возможность участвовать в закупках по 223-ФЗ, а также по постановлению Правительства РФ 615 по капремонту многоквартирных жилых домов. Спецсчет можно не открывать, см. разъяснение по этому поводу в вопросе 1 для бюджетных учреждений.

 5. Добрый день! Повторяю вопрос: Нужно ли размещать отчет по МСП за 2018 г. если работали по 223-Фз с июля 2018 г.

Да, нужно, если за полгода 2018 года вы обязаны были выполнять квоту по закупке у субъектов МСП. В этом случае все пересчитывается на полугодовой объем закупок.

6. Как закупать аудит? По 223-ФЗ, при этом формируя документацию по 44-ФЗ?

Да, закупка услуг аудита выведена из-под действия 223-ФЗ, и перенесена под действие 44-ФЗ.

Упрощенный алгоритм Ваших действий:

1. Обратиться в территориальный орган Казначейства РФ для получения электронной подписи и активации личного кабинета заказчика по 44-ФЗ.

2. После того, как Казначейство настроит доступ, у Вас появится личный кабинет заказчика по 44-ФЗ для случаев-исключений (см.скриншоты ниже).

3. В личном кабинете размещаете извещение и документацию о проведении закупки услуг аудита путем проведения конкурса (с 1 января 2019 году-конкурса в электронной форме) по 44-ФЗ. При этом планы или планы-графики в рамках 44-ФЗ отдельно под такую закупку создавать не нужно.

 

7. Как рассчитать квоту по закупке у субъектов МСП? Что будет, если договор будет расторгнут впоследствии, войдет ли эта сумма в квоту?

Годовой объем закупок у субъектов МСП рассчитывается на основании постановления Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. N 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (ПП РФ №1352).

Шаг 1. Рассчитать годовой объем закупок, которые планируется в соответствии с проектом плана закупки или утвержденным планом закупки.

Шаг 2. Вычесть из него расходы по позициям, предусмотренным пунктом 7 ПП РФ №1352.

Шаг 3. Определить от оставшейся суммы 15% - это плановая величина закупок у субъектов МСП.

Шаг 4. В течение года контролировать текущий объем заключенных договоров (в том числе с учетом экономии на торгах), и к концу года выйти на сумму закупок у субъектов МСП, равную 18% от совокупного годового объема уже заключенных договоров. При этом не менее 15% от совокупного годового заключенных договоров (обращаем внимание, что не 18% от 15%, а обе процентные ставки считаются от совокупного годового объема договоров) должны быть заключены по итогам закупок, разыгранных  только у субъектов МСП. Разница в 3% остается как резерв на те случаи, если в общей конкурентной закупке победит субъект МСП. Обращаем Ваше внимание на то, что все квоты установлены минимальные пороговые, на практике лучше закладывать с запасом, а также изучить предварительно  структуру годового отчета по закупкам у субъектов МСП по 223-ФЗ, чтобы понимать структуризацию и порядок расчета, с которыми потом предстоит столкнуться.

Случаи, когда договор с МСП был заключен и расторгнут, и включение или невключение невыполненного объема субъектом МСП в отчет не урегулированы, поэтому учет квоты идет по факту заключенных, а не оплаченных или исполненных договоров.

Если квота по закупке у МСП не будет выполнена, заказчик по 223-ФЗ на 1 год, с февраля года, следующего за годом, когда квота не была выполнена, до конца этого года, обязан проводить закупки по 44-ФЗ в качестве штрафной меры.

Если заключается договор с переходящим финансированием, весь объём договора с субъектом МСП засчитывается в текущий год. 

Ответы подготовлены:
Кандидатом экономических наук, доцентом, научным сотрудником Государственного университета управления - Созаевой Джамилёй Алимовной

Последнее изменение: Monday, 4 March 2019, 14:37