Обзор изменений в законодательстве РФ о контрактной системе за январь 2019 года

Речь в статье пойдёт исключительно о новых нормативно-правовых актах в сфере закупок, появившихся в конце декабря 2018 года - в течение января 2019 года.

Предлагаем специалистам по закупкам ознакомиться с указанными изменениями и обратить особое внимание на пункт 1 данного обзора, поскольку в нём описаны все самые существенные планируемые Правительством РФ в 2019 году изменения в законодательство РФ о контрактной системе.

1. Правительством РФ утверждена концепция повышения эффективности бюджетных расходов в 2019–2024 годах, которая предусматривает очередное реформирование законодательства РФ о контрактной системе

Распоряжением Правительства РФ от 31 января 2019 года №117-р утверждена Концепция повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах (далее – Концепция).

Одним из разделом Концепции является раздел VII «Совершенствование системы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд».

В частности, в рамках Концепции Правительством РФ запланированы следующие изменения в сфере контрактной системы:

1) совершенствование механизма планирования закупок, в т.ч. мероприятия, направленные на:

- интеграцию планирования закупочной деятельности с бюджетным планированием;

- объединение плана закупок и плана-графика закупок в единый электронный документ, который формируется и размещается в ЕИС за 3 месяца до начала такой закупки (пояснение: в Концепции это обозначением понятием «контрактное планирование»). При этом в рамках «упрощения планирования закупок Минфином России предлагается включать в этот единый документ о планировании полноценное описание объекта закупки, проект контракта и обоснованние начальной (максимальной) цены контракта;

- создание системы сопоставления начальных (максимальных) цен контрактов с данными обоснований бюджетных ассигнований, то есть обязать заказчиков обосновывать начальную (максимальную) цену контракта ещё на этапе формирования проекта бюджета;

- завершение к 2020 году формирования не менее 28 разделов каталога товаров, работ, услуг, охватывающего основную часть закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, при введении функционирования основной части каталога с 2019 года;

 - обеспечение на основе применения каталога товаров, работ, услуг возможности формирования и использования участниками контрактной системы информации о референтных ценах закупок;

- совершенствование нормирования в сфере закупок, включая установление единого перечня товаров, работ, услуг, подлежащих обязательному нормированию, с возможностью расширения такого перечня по решениям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.  Также предполагается унификация правил нормирования через установление единого порядка принятия актов о нормировании, универсального набора параметров, подлежащих нормированию (характеристики, цена, объем), случаев обязательного нормирования предельной цены;

2) оптимизация процедур, которая в т.ч. предусматривает:

- исключение из перечня процедур конкурентных закупок запроса предложений (в т.ч. в электронной форме), объединение конкурса с ограниченным участием с открытым конкурсом, исключение двухэтапного конкурса в качестве отдельного способа закупки за счет объединения его с открытым конкурсом при сохранении возможности обсуждения объекта закупки до размещения извещения о такой закупке;

- установление возможности осуществления закупки по цене единицы товара, работы, услуги независимо от объекта закупки в случае невозможности определения заказчиком фиксированного объема закупаемых товаров, работ, услуг, имея в виду наличие каталога товаров, работ, услуг;

- установление положений об указании в заявке на участие в закупке работ по строительству только согласия на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с проектной документацией;

- установление в отношении денежных средств, находящихся на специальных счетах, запрета на совершение операций, не связанных с закупкой, и списание указанных средств по основаниям, не связанным с участием в закупках;

- введение универсальной стоимостной предквалификации, предусматривающей допуск к закупкам стоимостью свыше определенного объема только участников, имеющих успешный опыт исполнения любого контракта (договора) независимо от предмета закупки в объеме не менее 20 процентов от начальной (максимальной) цены контракта;

- предоставление права подачи жалоб при осуществлении закупок исключительно в целях защиты прав и законных интересов подателя жалобы либо в целях защиты интересов неопределенного круга лиц со стороны профессионального сообщества (с сохранением возможностииных лиц направлять обращения о проведении внеплановой проверки);

- определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на основе принципов "электронного магазина" с предварительным размещением участниками закупок заявок-оферт, а также фиксацией цен закупок в соответствии с позициями каталога товаров, работ, услуг;

- расширение практики централизации закупок, включая централизацию процедур закупок заказчиков различных публично-правовых образований;

- нормативное закрепление правил подготовки актов (решений) Президента РФ и Правительства РФ об определении единственных поставщиков с учетом обязательного наличия при подготовке таких актов (решений) детального обоснования цены контракта и безусловного введения для таких контрактов казначейского сопровождения расчетов;

- заключение контрактов с единственным поставщиком по результатам несостоявшихся процедур в случае превышения нормативно установленного объема только с согласия ФАС России и с казначейским сопровождением указанных контрактов;

3) повышение взаимной ответственности заказчиков и исполнителей контрактов, которая в т.ч. предполагает:

- наделение Минфина России специальными полномочиями по разработке и утверждению типовых контрактов и типовых условий контрактов;

- наделение Правительства РФ полномочиями по дифференциации сроков оплаты по контрактам;

- утверждение единых форм банковской гарантии и акта сдачи-приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

При этом при осуществлении казначейского сопровождения обязательств предлагается обязать заказчиков формировать и подписывать указанные документы о приёмке товаров, работ, услуг непосредственно в ЕИС;

- ограничение случаев авансирования контрактов и расширение случаев казначейского сопровождения предоставляемых авансов;

- наделение заказчика в случае расторжения контракта с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) правом заключения контракта с другим участником закупки по результатам проведения конкурентного отбора без повторного проведения закупки;

- установление случаев заключения контракта с участником, сведения о котором включены в реестр недобросовестных поставщиков, при которых применяются особые условия исполнения контракта, в том числе запрет авансирования.

4) расширение практики применения предусмотренных законодательством механизмов банковского и казначейского сопровождения,в том числе в случаях, когда условиями исполнения контракта предусмотрены авансовые платежи, а также при заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

5) оптимизация полномочий контрольных органов, в т.ч.:

- установление актом Правительства Российской Федерации единого порядка осуществления контроля в сфере закупок, в рамках которого будет внедрен риск-ориентированный подход при организации контроля за закупками, и порядок оценки эффективности деятельности контрольных органов;

- установление возможности органов исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченных на осуществление контроля в сфере закупок, осуществлять полномочия контрольных органов в сфере закупок муниципальных районов и городских округов;

- установление обязанности передачи материалов в органы исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок, для возбуждения дел об административных правонарушениях в случаях их выявления соответствующими органами местного самоуправления;

- исключение дублирования контрольных функций различных контрольных органов в сфере закупок;

- актуализация и систематизация составов административных правонарушений (в том числе в связи с переводом закупок в электронную форму);

- включение банков в перечень субъектов контроля, а также установление мер административной ответственности за соблюдение ими требований законодательства РФ о контрактной системе.

6) развитие функциональных возможностей ГИС «Независимый регистратор» и ЕИС, в т.ч.:

- размещение в ЕИС типовых контрактов в структурированном виде с последующим их обязательным использованием при осуществлении закупки (так называемый конструктор проекта контракта на основе типового контракта);

- завершение к 2020 году установления единых требований к содержанию и порядку размещения в ЕИС информации и документов, формируемых при осуществлении закупки, в том числе предусматривающих: единый порядок ввода информации в единой информационной системе в сфере закупок;

- формирование ВСЕХ ДОКУМЕНТОВ, предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе (в том числе проектов контрактов на основе конструктора проекта контракта), в электронной форме в структурированном виде с возможностью автоматического использования информации, уже размещенной ЕИС;

- автоматизация формирования протоколов, составляемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя), на основе данных ЕИС.

7) повышение эффективности противодействия коррупции в сфере закупок, которую планируется обеспечить:

- установлением обязанности члена комиссии заказчика по осуществлению закупок сообщать заказчику о возникновении конфликта интересов с определением объема сведений и порядка их представления заказчику, а также административной ответственности за неисполнение указанного требования;

- уточнением единых требований к участникам закупки в части декларирования в заявке обязанности сообщать заказчику информацию о физическом лице, у которого может возникнуть конфликт интересов в связи с участием такого участника в закупке;

- усилением контроля за деятельностью должностных лиц заказчика, направленного на выявление необоснованного начисления поставщику неустойки (штрафа, пени) или неправомерного расторжения контракта, в том числе в одностороннем порядке.

В целях реализации предложенных Концепций мер предлагается внесение системных изменений в законодательство РФ о контрактной системе с проработкой вопроса о целесообразности его кодификации. В случае принятия такого решения Минфин России предлагает разработать Кодекс государственных и муниципальных закупок, который объединит положения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» и Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также ключевые положения нормативных правовых актов Правительства РФ.

При этом, по мнению авторов Концепции, такой Кодекс государственных и муниципальных закупок будет состоять из общей части, устанавливающей единые принципы и механизмы, а также специальных частей, предусматривающих особенности закупок в отдельных сферах.

 

2. Изданы подзаконные акты, регламентирующие правила казначейского сопровождения средств федерального бюджета в 2019 году, в том числе в рамках государственного оборонного заказа

Утверждены следующие нормативные правовые акты, устанавливающие правила казначейского сопровождения средств (в том числе в рамках гособоронзаказа) в 2019 году:

А. Министерством финансов Российской Федерации:

1) приказ Минфина России от 14 декабря 2018 г. № 264н (зарегистрирован в Минюсте России 1 февраля 2019 г. за № 53663), который вступает в силу с 16.02.2019 г. и устанавливает порядок осуществления казначейского обеспечения обязательств при казначейском сопровождении целевых средств, указанных в части 8 статьи 5 Федерального закона от 29 ноября 2018 г. №  459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов». Речь идёт о средствах федерального бюджета, предоставляемых в том числе на основании государственных контрактов, заключаемых для обеспечения федеральных нужд;

2) положение Минфина России и Банка России от 27 декабря 2018 г. № 292н/670-П (зарегистрировано в Минюсте России 24 января 2019 г. за № 53534), которым предусматривается порядок осуществления казначейского обеспечения обязательств при банковском сопровождении государственных контрактов, заключаемых для обеспечения федеральных нужд. Такое банковское сопровождение госконтрактов осуществляется в случаях, предусмотренных пунктом 3 постановления Правительства РФ от 20.09.2014 г. № 963 «Об осуществлении банковского сопровождения контрактов». Указанное положение вступает в силу   с 04.02.2019 г.

3) приказ Минфина России от 27 декабря 2018 г. № 290н (зарегистрирован в Минюсте России 22 января 2019 г. за № 53492), устанавливающий критерии приостановления операций по лицевым счетам, открытым в территориальных органах Федерального казначейства при казначейском сопровождении средств гособоронзаказа. Приказ вступает в силу с 03.02.2019 г.

Б. Федеральным казначейством:

1) приказ Казначейства России от 24 декабря 2018 г. № 42н (зарегистрирован в Минюсте России 30 января 2019 г.  за № 53630), вступающий в силу с 11.02.2019 г., утверждает порядок открытия лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при казначейском сопровождении целевых средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»;

2) приказ Казначейства России от 9 января 2019 г. № 3н (зарегистрирован в Минюсте России 04 февраля 2019 г. за № 53674). Данным приказом, вступающим в силу с 16.02.2019 г.,  утверждён порядок формирования идентификатора государственного контракта, контракта учреждения, соглашения, договора о капитальных вложениях, договора о проведении капитального ремонта при казначейском сопровождении средств в валюте Российской Федерации в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»;

3) приказ Казначейства России от 9 января 2019 г. № 1н (зарегистрирован в Минюсте России 29 января 2019 г. за № 53612), который вступает в силу с 11.02.2019 г. и устанавливает формы документов, применяемых территориальными органами Федерального казначейства при приостановлении открытия лицевых счетов и операций по ним при казначейском сопровождении средств госооборонзаказа;

4) приказ Казначейства России от 9 января 2019 г. № 2н (зарегистрирован в Минюсте России 31 января 2019 г. за № 53641), вступающий в силу с 12.02.2019 г. и предусматривающий порядок представления информации об операциях на лицевых счетах, открытых головному исполнителю (исполнителю) в территориальных органах Федерального казначейства для осуществления расчётов в рамках гособоронзаказа.

 

3. Минкомсвязи России утверждены форма и порядок предоставления федеральными заказчиками информации о потребностях в программного обеспечении в целях осуществления его централизованных закупок

Приказом Минкомсвязи России от 19 декабря 2018 г. № 725 (зарегистрирован в Минюсте России 29 января 2019 года за № 53609) утверждены форма и порядок предоставления информации о потребности, формирования потребности в осуществлении централизованных закупок офисного программного обеспечения и программного обеспечения в сфере информационной безопасности.

Речь идёт о централизованных закупках, осуществляемых Минкомсвязью России для федеральных органов исполнительной власти соответствии с абз. 2 п. 2 постановления Правительства РФ от 8 июня 2018 г. № 658 «О централизованных закупках офисного программного обеспечения, программного обеспечения для ведения бюджетного учета, а также программного обеспечения в сфере информационной безопасности».

Согласно указанному приказу в срок до 22 февраля 2019 года данные федеральные органы исполнительной власти должны представить в Минкомсвязь России информацию о потребностях в централизованных закупках программного обеспечения, предусмотренного постановлением Правительства РФ от 08.06.2018 г. № 658.

Приказ Минкомсвязи России от 19 декабря 2018 г. № 725 вступает в силу с 10.02.2019 г.

 

4. Изменены правила оценки заявок, окончательных предложений в сфере закупок

Постановлением Правительства РФ от 25 января 2019 г. № 41 внесены изменения в Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденные постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. N 1085 (далее по тексту – Правила оценки).

Данные изменения носят технический характер и направлены на приведение в соответствие указанных Правил оценки Правовые ресурсы с Федеральным законом от 03.08.2018 N 311-ФЗ «О внесении изменений в статью 32 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Этим законом была признаны с 14.08.2018 г. утратившими силу положения Закона о контрактной системе, которые предоставляли право заказчикам при проведении запроса предложений не применять предусмотренные частью 1 статьи 32 ФЗ-44 критерии оценки, устанавливать по своему усмотрению не предусмотренные любые критерии оценки заявок, окончательных предложений, их величины значимости.

Аналогичные изменения, вступающие в силу с 6 февраля 2019 г., внесены теперь и в Правила оценки заявок.

Дон Виктор Викторович
Преподаватель Академии кадрового резерва, руководитель Центра консультаций по закупкам Балтийского тендерного центра

Последнее изменение: Tuesday, 12 February 2019, 09:40