44-ФЗ: Новый год – с новыми правилами закупок!

21 декабря Государственная Дума РФ приняла в третьем чтении законопроект № 623906-6. Это, без преувеличения, самый масштабный пакет поправок к Закону № 44-ФЗ за всю его историю.  Большинство нововведений вступят в силу с 1 июля 2018 года, хотя отдельные положения начнут работать уже через 10 дней со дня официального опубликования закона. Другие, наоборот – лишь с 1 января 2019 или даже 2020 года1.

Новый закон решает 2 основных задачи:

  • переводит конкурентные закупки в «электронный вид»;
  • устраняет «проблемные места» существующего регулирования закупочной деятельности.

Итак, обо всём по порядку.

Электронизация конкурентных закупок

С 1 июля 2018 года заказчики смогут воспользоваться электронными аналогами привычных «бумажных» процедур. В арсенале доступных способов закупок появятся:

  • электронный открытый конкурс (в т.ч. электронный конкурс с ограниченным участием, электронный двухэтапный конкурс);
  • запрос котировок в электронной форме;
  • запрос предложений в электронной форме.

А с 1 января 2019 года переход к электронным процедурам завершится – заказчики больше не смогут проводить конкурсы, запросы котировок и запросы предложений не в электронной форме2.
Кроме того, на специализированных электронных площадках будут проводиться в электронной форме закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион3. Их собирательное имя – «закрытые электронные процедуры». Подробнее на них в этой статье останавливаться не будем, отсылая заинтересованных читателей к первоисточнику4.  
У открытых электронных процедур немало общего:

  • единая процедура аккредитации для участия в таких процедурах;
  • единый порядок заключения контракта по результатам электронных процедур (с незначительными вариациями).

Регистрация и аккредитация участников электронных процедур

Для участия во всех возможных видах электронных закупок заинтересованным лицам необходимо будет единожды зарегистрироваться в ЕИС и получить аккредитацию на электронных площадках5. Все возможные виды электронных процедур будут проходить на каждой из площадок. Каждый аккредитованный участник сможет участвовать в электронной закупке любого вида: не требуется отдельной аккредитации для участия в электронных аукционах, для участия в электронных аукционах и т.д.
Аккредитация на электронных площадках происходит путем информационного взаимодействия с ЕИС. Операторы электронных площадок обязаны аккредитовать участника закупки не позднее рабочего дня, следующего за днем регистрации участника закупки в ЕИС. Срок регистрации в ЕИС такой же, как и срок аккредитации на электронных площадках – 3 года.
Порядок регистрации (в т.ч. перечень необходимых для этого документов) не устанавливается непосредственно в законе – Правительство РФ определит его своим постановлением. Однако можно предположить, что копия документа, удостоверяющего личность участника закупки, теперь будет требоваться лишь от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Индивидуальные предприниматели должны будут предоставлять выписку из ЕГРИП6.
Благодаря регистрации участников закупок в ЕИС появится единый реестр участников закупок. Его будет вести в ЕИС федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ.
Участники закупок, которые были аккредитованы на электронных площадках для участия в электронных процедурах до 1 января 2019 года, должны будут зарегистрироваться в ЕИС в период с 1 января по 31 декабря 2019 года включительно7.
Теперь перейдем к характеристике отдельных электронных процедур.

Изменения в привычном электронном аукционе

1. Заново сформулированы требования к первым частям заявок на участие в электронном аукционе. Конкретные показатели товара, соответствующие значениям из аукционной документации, и товарный знак (при наличии) требуется указывать только в следующих двух случаях:

  • в аукционной документации нет указания на товарный знак;
  • участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации.

Во всех остальных случаях от участников закупки требуется лишь согласие на поставку ТРУ на условиях, предусмотренных документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона. Такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки.
Указывать наименование страны происхождения товара требуется только если закупаемые ТРУ подпадают под запреты, ограничения или условия допуска иностранных ТРУ в соответствии со ст. 14 Закона № 44-ФЗ.

2. Модифицированы правила рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе:

  • если НМЦК не превышает 3 млн. руб., срок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать один рабочий день с даты окончания срока подачи указанных заявок;
  • если заказчиком устанавливались запреты, ограничения или условия допуска иностранных ТРУ к участию в закупках, в протоколе рассмотрения первых частей заявок указывается информация о наличии среди поданных заявок предложений о поставке иностранных ТРУ.

3. Прежняя формулировка «шаг электронного аукциона – от 0,5% до 5% НМЦК» дополнена условием «но не менее чем 100 руб.». Наверное, это сделано, чтобы избежать абсурда в ситуациях, когда НМЦК равна 1 рублю8.

Важнейший из новых способов закупок – электронный конкурс

Срок подачи заявок     на участие в электронном конкурсе – не менее 15 рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок9.
Срок для внесения изменений в извещение и документацию – не позднее чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок10. Внесенные изменения размещаются в ЕИС в течение одного дня с даты принятия решения о внесении изменений11. В случае внесения изменений срок подачи заявок продлевается таким образом, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок было не менее чем 10 рабочих дней12.
На запрос о даче разъяснений нужно отвечать, если он поступил не позднее чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок13.
Заявка на участие в электронном конкурсе состоит из двух частей и предложения участника закупки о цене контракта. С содержательной точки зрения первые части заявок на участие в электронном конкурсе отличаются от первых частей заявок на участие в электронном аукционе только тем, что могут содержать предложения участников электронного конкурса о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки (если устанавливался соответствующий критерий оценки заявок). А вторые части заявок на участие в электронном конкурсе могут содержать документы, подтверждающие квалификацию участника открытого конкурса в электронной форме14.
Максимальный срок рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в электронном конкурсе15:

  • 5 рабочих дней с даты окончания срока подачи заявок (в общем случае)
  • один рабочий день, если НМЦК не превышает 1 млн. руб.
  • 10 рабочих дней, если предмет конкурса – поставка ТРУ в сфере науки, культуры или искусства (независимо от НМЦК).

Если участник электронного конкурса укажет в первой части заявки сведения о себе и (или) о предлагаемой им цене контракта, его не допускают к участию в электронном конкурсе16.
В протоколе рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в электронном конкурсе отражается в т.ч. балл, присвоенный каждому из участников электронного конкурса по критерию «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» (если такой критерий устанавливался)17. После размещения указанного протокола оператор электронной площадки сообщает участникам закупки, среди прочего:

  • сведения о наименьшей цене контракта, зарегистрированной среди допущенных заявок (при этом не указывается, кто именно предложил такую цену)18 ;
  • дату и время начала проведения процедуры подачи окончательных предложений о цене контракта19.

Окончательные предложения о цене контракта подаются участниками закупки в рабочий день, следующий по истечении одного рабочего дня с даты окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в электронном конкурсе. Время начала приема окончательных предложений о цене контракта устанавливается с учетом часовой зоны, в которой расположен заказчик. Продолжительность процедуры – 3 часа.
Право участников электронного конкурса подавать окончательные предложения о цене контракта означает, что каждый из них может снизить цену, которая была предложена им первоначально (т.е. происходит своего рода «переторжка»). Если он этого не сделает, окончательным будет считаться его первоначальное предложение20.
После формирования протокола подачи окончательных предложений оператор электронной площадки высылает заказчику вторые части заявок участников электронного конкурса. Максимальный срок их рассмотрения и оценки21:

  • 3 рабочих дня с даты окончания срока подачи заявок (в общем случае)
  • один рабочий день, если НМЦК не превышает 1 млн. руб.
  • 5 рабочих дней, если предмет конкурса – поставка ТРУ в сфере науки, культуры или искусства (независимо от НМЦК).

Конкурсная комиссия проводит оценку вторых частей заявок на участие в электронном конкурсе, признанных соответствующими требованиям документации, для выявления победителя электронного конкурса на основе критериев, относящихся ко второй части заявки (например, «квалификация участника закупки»). Разумеется, только если такие критерии устанавливались.
Результаты рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в электронном конкурсе фиксируются в одноименном протоколе, который направляется оператору электронной площадки не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок. И вот тогда заказчику высылается протокол подачи окончательных предложений22.
Не позднее следующего рабочего дня конкурсная комиссия присваивает каждой заявке порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в заявках условий исполнения контракта. Заявке с лучшими условиями исполнения контракта присваивается первый номер. Если в нескольких заявках содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке, которая поступила раньше. Результаты рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме фиксируются в протоколе подведения итогов электронного конкурса в электронной форме (размещается в ЕИС в тот же день, когда был подписан).

Вряд ли стоит подробно останавливаться на ситуациях, когда:

  • на участие в электронном конкурсе поступила только одна заявка;
  • только одна заявка допущена к участию в электронном конкурсе по результатам рассмотрения первых частей заявок.

Те закупщики, которые имели дело с электронными аукционами, легко догадаются, как будет развиваться дальнейший сюжет. Интереснее случай, когда электронный конкурс признан несостоявшимся вследствие того, что:

  • на участие в электронном аукционе не было подано ни одной заявки;
  • по результатам рассмотрения первых частей заявок ни одна из них не была допущена к участию в электронном конкурсе;
  • по результатам рассмотрения вторых частей заявок ни одна из них не была признана соответствующей требованиям конкурсной документации.

В этом случае срок подачи заявок на участие в электронном конкурсе продлевается на 10 дней с даты размещения соответствующего извещения. Если же и это не поможет, заказчик получает право провести запрос предложений в электронной форме или начать закупку заново23.
Особенности проведения электронного конкурса с ограниченным участием и двухэтапного электронного конкурса аналогичны особенностям, установленным для «бумажных» эквивалентов данных процедур24.

Запрос котировок в электронной форме

Ограничения на запрос котировок в электронной форме (ЗКЭФ) точно такие же, как и на «бумажный» запрос котировок: НМЦК одной закупки не более 500 тыс. руб., а всего таких закупок не более 10% СГОЗ.
Извещение размещается не менее чем за 5 рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок25. Внести изменения можно не позднее чем за 2 рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок, при этом изменения размещаются в ЕИС в течение одного рабочего дня с даты принятия решения об их внесении.
Заявка на участие в ЗКЭФ состоит из предложений участника закупки о ТРУ, а также о цене контракта. Заявка на участие в ЗКЭФ должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие установленным в извещении значениям, и товарный знак (при наличии) в следующих двух случаях:

  • если в извещении о ЗКЭФ не указывались товарные знаки необходимых товаров;
  • если участник предлагает товар, обозначенный не тем товарным знаком, который указан в извещении о ЗКЭФ.

Котировочная комиссия рассматривает заявки на участие в ЗКЭФ в течение одного рабочего дня, следующего после даты окончания срока подачи заявок. Протокол рассмотрения заявок на участие в ЗКЭФ направляется оператору электронной площадки не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в ЗКЭФ26. Победитель ЗКЭФ – тот, кто первым предложил наиболее низкую цену на закупаемые ТРУ.

Подача заявок на участие в ЗКЭФ продлевается на 4 дня, если:

  • никто не подал заявок / подана только одна заявка;
  • все поданные заявки отклонены / допущена только одна заявка.

Участник, чья заявка был отклонена, после продления срока подачи заявок на участие в ЗКЭФ вправе подать заявку еще раз27. Если и после продления ЗКЭФ оказался не состоявшимся (подана только одна заявка / допущена только одна заявка), контракт заключается с лицом, подавшим соответствующую заявку, как с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Запрос предложений в электронной форме

Случаи, когда заказчики вправе провести запрос предложений в электронной форме (далее – ЗПЭФ), практически те же самые, что и для «бумажного» запроса предложений. Однако есть некоторые различия в мелочах. Так, заказчики смогут пользоваться ЗПЭФ, если:

  • не получили заявок на участие в электронном аукционе или электронном конкурсе (после того, как срок подачи заявок на участие в электронном конкурсе продлевался);
  • все заявки на участие в электронном аукционе или электронном конкурсе (в данном случае – поступившие после продления срока подачи заявок) были отклонены.

А «бумажным» запросом предложений можно будет воспользоваться лишь если по аналогичным причинам не состоится повторный «бумажный» конкурс28.
Минимальный срок подачи заявок на участие в ЗПЭФ – 5 рабочих дней. После того как извещение размещено, внести в него изменения или отменить ЗПЭФ невозможно.
Заявка на участие в ЗПЭФ должна содержать предложение участника закупки об условиях исполнения контракта в соответствии с требованиями, указанными в документации о проведении ЗПЭФ. Кроме того, в заявку могут включаться документы, подтверждающие квалификацию участника закупки (если заказчиком установлены соответствующие критерии оценки).
Оператор электронной площадки направляет заказчику заявки на участие в ЗПЭФ не позднее рабочего дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок. Комиссия заказчика оценивает поступившие заявки в соответствии с установленными критериями и формирует протокол проведения запроса предложений. Не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки заявок на участие в ЗПЭФ заказчик размещает выписку из указанного протокола, в которой отражаются лучшие условия исполнения контракта из всех предложенных (или предложенные в единственной поступившей заявке).
В течение одного рабочего дня с момента размещения выписки участники ЗПЭФ вправе направить окончательное предложение. Оно не может ухудшать условия, которые предлагались участником ЗПЭФ первоначально. Если это правило не соблюдается, то окончательным предложением считается первоначальное предложение соответствующего участника ЗПЭФ. Точно также, если никто не захотел улучшить свои предложения об условиях исполнения контракта, первоначальные предложения признаются окончательными.
Победителем ЗПЭФ признается участник, первым предложивший наилучшие условия исполнения контракта.
Кстати говоря, усовершенствовано регулирование в т.ч. и «бумажного» запроса предложений. Наконец-то установлено, что окончательное предложение участника запроса предложений не может ухудшать условия, содержащиеся в ранее поданной им заявке. При несоблюдении участником запроса предложений данного требования окончательное предложение такого участника отклоняется и окончательным предложением считается первоначальное29. При этом присутствовать при вскрытии конвертов с окончательными предложениями могут лишь те участники запроса предложений, которые направляли окончательные предложения30.
Кроме того, определен состав информации, оглашаемой при вскрытии конвертов с заявками на участие в запросе предложений.

Заключение контракта по результатам электронной процедуры31

В течение 5 дней с даты размещения в ЕИС протокола, составленного по итогам электронной процедуры, заказчик размещает в ЕИС и на электронной площадке (с использованием ЕИС) проект контракта без своей подписи. В проект контракта включаются:

  • цена контракта либо цена, предложенная за право его заключить (такое возможно только при проведении электронного аукциона);
  • информация о товаре из заявки победителя электронной процедуры (товарный знак и (или) конкретные показатели товара);
  • предложение участника электронного конкурса о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки (если такое предложение было сделано), а в случае проведения ЗПЭФ – предложение победителя ЗПЭФ об условиях исполнения контракта.

После этого победитель электронной процедуры в течение 5 дней размещает на электронной площадке:

  • либо подписанный с его стороны проект контракта вместе с обеспечением исполнения контракта (с учетом ст. 37 Закона № 44-ФЗ);
  • либо протокол разногласий.

Протокол разногласий может быть размещен на электронной площадке не более чем один раз. В течение 3-х рабочих дней заказчик размещает в ЕИС и на электронной площадке (с использованием ЕИС):

  • либо доработанный проект контракта;
  • либо первоначальный проект с указанием в отдельном документе причин отказа учесть замечания победителя электронной процедуры.

После этого победитель электронной процедуры в течение 3-х рабочих дней размещает на электронной площадке подписанный с его стороны проект контракта вместе с обеспечением исполнения контракта (с учетом ст. 37 Закона № 44-ФЗ). Затем заказчик в течение 3-х рабочих дней размещает в ЕИС и на электронной площадке (с использованием ЕИС) подписанный контракт, после чего контракт считается заключенным.
Законом установлены минимальные сроки, до истечения которых контракт заключить нельзя:

  • 10 дней с даты размещения итогового протокола в случае электронного конкурса или электронного аукциона;
  • 7 дней с даты размещения итогового протокола в случае ЗКЭФ, ЗПЭФ.

В случае уклонения победителя электронной процедуры от заключения контракта заказчик вправе заключить контракт со вторым участником соответствующей процедуры (соответственно, весь цикл повторяется). Для такого участника заключение контракта является правом, а не обязанностью.

Прочие изменения в контрактной системе

Новые электронные сервисы и новшества в электронном документообороте

С 1 октября 2019 года действия всех участников контрактной системы в ЕИС и на электронных площадках будут регистрироваться специальной информационной системой. Она будет обеспечивать, среди прочего32:
1) мониторинг доступности (работоспособности) ЕИС и электронных площадок и хранение информации о такой доступности (работоспособности);
2) фиксацию (в т.ч. видеофиксацию) в режиме реального времени действий участников контрактной системы в ЕИС и на электронных площадках;
3) хранение информации о действиях участников контрактной системы в ЕИС и на электронных площадках, в том числе информации о подписанных ими электронных документах.
Кроме того, электронные документы в ЕИС должны будут подписываться усиленной квалифицированной электронной подписью33.
Изменилась концепция электронного документооборота в контрактной системе: если раньше предполагалось, что весь обмен электронными документами должен идти через ЕИС (вспомните, почему с 01.01.2014 заказчикам нельзя принимать котировочные заявки на электронную почту), то сейчас на первый план выходят электронные площадки, а ЕИС будет использоваться для организации документооборота между участниками контрактной системы только в установленных законом случаях34.

Расширены единые требования к участникам закупок. Декларирование соответствия автоматизировано

Ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ дополнена одиннадцатым пунктом «отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации»35. Но как участники закупок должны подтверждать свое соответствие этому требованию, понятно только в случае проведения электронного конкурса: его участники должны декларировать свое соответствие этому пункту наряду с пунктами 3 – 9 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ. Что делать с одиннадцатым пунктом во всех остальных случаях, остается неясным (см. таб.).

Способ закупки Пункты ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, соответствие которым декларируется
 
Открытый конкурс

3 – 9
Электронный конкурс36 3 – 9, 11
Электронный аукцион37 3 – 9
Запрос котировок38 3 – 9
Запрос котировок в электронной форме39 1, 3 – 9
Запрос предложений Заказчик самостоятельно определяет перечень документов, подтверждающих соответствие участников запроса предложений требованиям ст. 31 Закона № 44-ФЗ40
Запрос предложений в электронной форме41 3 – 5, 7 – 9


Есть и хорошая новость: участники электронных процедур будут декларировать свое соответствие нужным пунктам ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ исключительно с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки. Больше никаких скан-копий с неоднозначным содержанием! «Самодельные» декларации о соответствии требованиям пунктов 3 – 9 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ по-прежнему требуются лишь от участников «бумажных» конкурсов, запросов котировок и запросов предложений.

Несостоявшиеся конкурентные закупки, участниками которых могли быть только СМП, СОНКО, войдут в объем закупок у СМП, СОНКО

Помните, как рассчитывается минимальный объем закупок, подлежащих осуществлению у СМП, СОНКО? Правильно, СГОЗ уменьшается на объем закупок, перечисленных в ч. 1.1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ, среди которых важнейшее место принадлежит закупкам у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Так вот, с 1 января 2019 года из объема закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) исключаются несостоявшиеся конкурентные закупки, участниками которых могли быть только СМП, СОНКО42.
Напомним, как обстоят дела сейчас. Если конкурентная процедура проводилась для СМП, СОНКО, но оказалась несостоявшейся (подали всего одну заявку, только одна заявка была допущена и т.д.) – такая процедура не засчитывается в объем закупок, осуществленных у СМП, СОНКО, поскольку из конкурентной процедуры превращается в закупку по п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ (т.е. закупку у единственного поставщика, подрядчика или исполнителя). В итоге должностное лицо заказчика могут привлечь к административной ответственности за невыполнение обязательного минимума закупок у СМП, СОНКО43. Но минует 2018 год – и всё это останется в прошлом44.
Есть и еще одна хорошая новость о закупках, участниками которых могут быть только СМП, СОНКО. С 1 июля 2018 года участники электронных процедур будут предоставлять декларацию о своей принадлежности к СМП или СОНКО с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки45. Это решение избавит участников таких закупок от проблем, которые они умудрялись создавать себе «на пустом месте» за счет «творческого подхода» к тесту деклараций46.

Сократится пауза между внесением изменений в план-график и началом закупки

Не нужно будет ждать 10 дней после внесения изменений в план-график, чтобы:

  • опубликовать извещение о повторной закупке, если ранее объявленная закупка не состоялась в связи с отсутствием заявок;
  • опубликовать извещение о закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • направить приглашения к участию в закрытой закупке, если ранее объявленная закрытая закупка не состоялась в связи с отсутствием заявок.

Все эти действия можно будет выполнить уже через день с момента внесения изменений в план-график (а не через десять дней, как раньше)47. Но не ранее размещения внесенных изменений в ЕИС! Данное дополнительное условие связано с тем, что на размещение внесенных изменений в ЕИС по-прежнему отводится 3 рабочих дня.

При отказе от заключения контракта с победителем закупки можно заключить контракт со вторым участником48

В случае отказа от заключения контракта с победителем закупки49 заказчики смогут заключить контракт с участником закупки:

  • который предложил такую же цену контракта, как и победитель;
  • который предложил лучшие условия по цене контракта после условий, предложенных победителем.

Контракт заключается с таким участником закупки в порядке, установленном для заключения контракта в случае уклонения победителя закупки от заключения контракта50.
Особый случай – когда отказ от заключения контракта с победителем закупки был обусловлен тем, что он:

  • предложил цену лекарственных препаратов, относящихся к ЖНВЛП, которая превышает их предельную отпускную цену, указанную в государственном реестре предельных отпускных цен производителей на ЖНВЛП;
  • отказался от снижения предлагаемой цены при заключении контракта51.

В этом случае такой победитель закупки признается уклонившимся от заключения контракта. Со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями для него.

Описание объекта закупки больше не должно носить объективный характер52

Это требование, доподлинное значение которого так и осталось неизвестным, исчезло из п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ. Такая же участь постигла «наименование места происхождения товара или наименование производителя» – данный анахронизм заменили на «наименование страны происхождения товара».
Кроме того, изменилось правило «В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки». Раньше после этих слов следовало отменительное условие, которое позволяло заказчику пренебречь рассматриваемым правилом, если он считал, что у него нет «другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки». Теперь этой приписки нет.

Навели порядок и в случаях, когда описание объекта закупки может содержать указание на товарные знаки. Таких случаев 3:

1) при условии сопровождения указания на товарный знак словами «или эквивалент»;
2) при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
3) при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Раньше при буквальном прочтении получалось, что товарные знаки можно включать в описание закупки только «в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта», а все остальные случаи (закупка совместимых товаров, закупка запасных частей и расходных материалов) были «при этом». Теперь эта грамматическая несуразица канула в Лету.
Безусловно, произошедшие изменения сделали содержание п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ значительно более определенным, нежели раньше.

Расширен состав информации, включаемой в извещение о закупке

Добавлены:

1) преимущества, предоставляемые заказчиком учреждениям и предприятиям УИС или организациям инвалидов в соответствии со статьями 28 и 29 Закона № 44-ФЗ;
2) информация об условиях, запретах и ограничениях допуска иностранных товаров, работ, услуг к участию в закупке (если данные условия, запреты и ограничения устанавливались заказчиком в соответствии со ст. 14 Закона № 44-ФЗ);
3) информация об осуществлении закупки товара, работы, услуги по государственному оборонному заказу в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

Кроме того, если закупка осуществляется в соответствии с частями 4 - 6 ст. 15 Закона № 44-ФЗ, в извещении должна быть сделана ссылка на соответствующую часть ст. 15 Закона № 44-ФЗ53. Если юридическое лицо, которое не является ни государственным или муниципальным учреждением либо унитарным предприятием, проводит закупку по Закону № 44-ФЗ, т.к. получило бюджетные инвестиции на реализацию инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства54, – к извещению прикладывается копия соответствующего инвестиционного договора (соглашения). То же самое надлежит делать тем, кто получил полномочия заказчиков в порядке делегирования, предусмотренного ч. 6 ст. 15 Закона № 44-ФЗ55.

Вводится новый порядок обеспечения заявок

Заказчики будут устанавливать требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах, только если НМЦК превышает 5 млн. руб. (если иное не установлено Правительством РФ). Соответственно, изменились требования к размеру обеспечения заявок:

1) от 0,5% до 1% НМЦК, если НМЦК от 5 млн. руб. до 20 млн. руб.;
2) от 0,5% до 5% НМЦК, если НМЦК более 20 млн. руб.

Если закупка проводится с предоставлением преимуществ учреждениям и предприятиям УИС или организациям инвалидов, и НМЦК такой закупки превышает 20 млн. руб., размер обеспечения заявки не может превышать 2% НМЦК, если участником закупки является организация инвалидов, учреждение или предприятие УИС.
Требование о предоставлении обеспечения заявки касается участников закупок всех категорий, за исключением казенных учреждений.
Обеспечение заявки может предоставляться в виде денежных средств или банковской гарантии, по выбору участника закупки. Однако по 30 июня 2019 года включительно обеспечение заявок на участие в открытых электронных конкурсах и аукционах может предоставляться только путем внесения денежных средств56.
При этом электронные площадки больше не будут иметь никакого отношения к денежным средствам, которые вносятся участниками закупок для обеспечения заявок. Эти средства подлежат внесению на специальные счета, открытые участниками закупок в банках, которые включены в установленный Правительством РФ перечень57.
Интересен механизм, определяющий, как именно будет обеспечиваться заявка на участие в электронной процедуре – деньгами или банковской гарантией. Когда участник подает заявку, он тем самым дает свое согласие на блокирование денежных средств в размере обеспечения заявки на своем специальном счету. Но если в реестре банковских гарантий к тому моменту будет информация о наличии банковской гарантии, обеспечивающей данную заявку, то средства не блокируются58.
Новый порядок обеспечения заявок выгоден для участников закупки: банки будут начислять проценты за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, в том числе в период их блокирования в целях обеспечения заявки. Размер таких процентов определяется договором специального банковского счета, который заключается с участником закупки59.
Изменился порядок удержания денежных средств в случае, когда в течение одного квартала на одной электронной площадке три заявки участника закупки были отклонены по вторым частям.  Если раньше обеспечение третьей заявки перечислялось заказчику, то теперь – в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ60.
Порядок взаимодействия участника закупки, оператора электронной площадки и заказчика в случае предоставления обеспечения заявки в виде банковской гарантии будет определен Правительством РФ.
Вы можете спросить: если электронные площадки больше не работают со средствами, обеспечивающими заявки на участие в закупках, в чем же тогда экономический смысл их деятельности? Чтобы компенсировать площадкам их потери, Правительство РФ может наделить их правом взымать с участников закупок плату за участие в электронных процедурах, а с заказчиков – плату за проведение таких процедур61. Предельные размеры такой платы и порядок ее взимания будут устанавливаться Правительством РФ.

Усовершенствовано регулирование закупок, подпадающих под запреты, ограничения или условия допуска иностранных ТРУ

Введено следующее правило: если в заявке нет документа, подтверждающего происхождение ТРУ из РФ или ЕАЭС, она приравнивается к заявкам, в которых предлагаются к поставке иностранные ТРУ62.
Отсутствие документа, подтверждающего соответствие предлагаемых ТРУ установленному запрету на закупку иностранных ТРУ, является основанием для отклонения заявки63. В случае отсутствия документов, подтверждающих соответствие предлагаемых ТРУ ограничениям или условиям допуска иностранных ТРУ, решение об отклонении заявки принимается в соответствии с нормативными правовыми актами, устанавливающими такие ограничения или условия допуска64.
Безусловно, это позитивные изменения. Контрольные органы больше не смогут выносить решения вида «нельзя было отклонять заявку на поставку российской техники из-за отсутствия необходимых документов, т.к. запрет установлен на поставку иностранной техники»65. Тем не менее, остается неясным, как быть, если в постановлениях Правительства РФ, устанавливающих запреты на допуск иностранных ТРУ к участию в закупках, не конкретизируются документы, подтверждающие соответствие ТРУ этим запретам66.

Еще несколько принципиальных новшеств:

  • участники закупок указывают наименование страны происхождения товара, только если закупка подпадает под запреты, ограничения или условия допуска иностранных ТРУ67.
  • если закупка подпадает под запреты, ограничения или условия допуска иностранных ТРУ, по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронной процедуре участникам закупки сообщают о наличии среди допущенных заявок предложений о поставке товара российского происхождения (без указания сведений об участниках, подавших такие заявки)68.

Последнее из этих новшеств могло бы существенно изменить к лучшему практику закупок, подпадающих под действие приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 № 155.
Напомним, в чем главная проблема таких закупок с точки зрения их участников. Участники, предлагающие к поставке товар не из стран ЕАЭС, не знают, предложил ли кто-то из их конкурентов товары из стран ЕАЭС. Это вынуждает участников с товарами не из стран ЕАЭС завышать предлагаемую цену контракта на 15%, чтобы не оказаться в убытке в случае победы в такой закупке. Ведь если кто-то из конкурентов предлагал к поставке товары из стран ЕАЭС, контракт будет заключен с победителем по цене, сниженной на 15% от цены, предложенной победителем.
Очевидно, что нововведенная норма не решает данную проблему, т.к. операторы электронных площадок будут сообщать участникам закупок лишь о наличии среди них лиц, предложивших к поставке российские товары. Правовых оснований сообщать о наличии заявок на поставку товаров из других стран ЕАЭС – Беларуси, Казахстана, Армении или Киргизии – по-прежнему не имеется. А ведь если кто-то из участников закупки предложит к поставке товары из этих стран, негативные последствия для тех, кто предложил товары не из стран ЕАЭС, будут точно такими же, как и в случае подачи кем-либо заявки на поставку российских товаров.

Отчеты по этапам исполнении контракта остались в редких случаях

Это случаи, когда69:

  • предметом контракта является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ;
  • цена контракта превышает один миллиард рублей.

Гармонизированы требования к срокам направления информации в реестр контрактов
За время действия Закона № 44-ФЗ заказчики успели свыкнуться с тем, что информацию об изменении или о расторжении контракта им требуется:

  • разместить в ЕИС в течение одного рабочего дня, следующего за датой изменения или расторжения контракта (ч. 26 ст. 95 Закона № 44-ФЗ);
  • направить в реестр контрактов в течение 3-х рабочих дней с даты изменения или расторжения контракта (ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ).

И вот, свершилось! Первую из названных норм исключили из Закона № 44-ФЗ, а срок для направления информации в реестр контрактов увеличили до 5-ти рабочих дней70. Увеличенный срок установлен для всех видов сведений, направляемых заказчиками в реестр контрактов.

Включение «уклонистов» в РНП больше не находится в зависимости от заключения контракта со «вторым» участником71

Если раньше в случае уклонения победителя конкурентной закупки информация о нем направлялась в контрольный орган для включения в РНП только в случае заключения контракта со «вторым» участником, то теперь основанием для направления сведений об «уклонисте» в контрольный орган является сам факт признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта72. И это изменение можно только приветствовать!
Кроме того, с 1 июля 2018 года станет легче работать с требованием об отсутствии сведений об участнике закупке (а также о его директоре, учредителях и т.д.) в РНП. Если участник закупки (его директор, учредитель, члены правления и т.д.) находится в РНП, оператор электронной площадки автоматически вернет заявку такому участнику (т.е. он попросту не сможет ее подать)73.

В Законе № 44-ФЗ больше не будет упоминания о ставке рефинансирования

Как известно, с 1 января 2016 года значение ставки рефинансирования приравнено к значению ключевой ставки Банка России, и Банк России не устанавливает самостоятельное значение ставки рефинансирования74. Несмотря на это, на протяжении 2016-2017 гг. в ст. 34 Закона № 44-ФЗ сохранялся термин «ставка рефинансирования». Скоро это останется в прошлом: по новым правилам, размер пени устанавливается исходя из значения ключевой ставки Банка России75.

У Правительства РФ появилось много новых содержательных полномочий

Правительство РФ вправе установить:

1) порядок определения минимального срока исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта76;
2) требования к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг77;
3) шаблоны важнейших закупочных документов:

  • типовую форму заявки на участие в электронных процедурах (в т.ч. закрытых)78;
  • требования к содержанию, составу, порядку разработки типовой документации о закупке79.

Типовая заявка будет обязательна для применения участниками закупок, а типовая документация – для применения заказчиками. Будем надеяться, что Правительство РФ в скором времени реализует эти свои права, т.к. унификация этих документов – вопрос даже не назревший, а перезревший. Впрочем, право разработать обязательную для заказчиков типовую конкурсную документацию имелось у Правительства РФ с самого начала действия Закона № 44-ФЗ80, однако до настоящего времени оно им не воспользовалось.

***
Разумеется, данный обзор не претендует на исчерпывающую полноту. Автор ставил перед собой куда более скромную задачу – подготовить специалистов в сфере закупок к первому знакомству с грядущими переменами. Будем надеяться, что это перемены к лучшему!

1 Если в тексте статьи нет специальных указаний, обсуждаемые изменения вступают в силу с 1 июля 2018 года.
2 П. 2 ч. 43 ст. 112 Закона No 44-ФЗ.
3 См. новую редакцию ч. 2 ст. 24 Закона No 44-ФЗ.
4 Ст. 84.1 «Особенности применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме».
5 См. новую ст. 24.2 «Регистрация участников закупок в единой информационной системе и их аккредитация на электронных площадках. Единый реестр участников закупок». С момента ее вступления в силу – т.е. с 1 января 2019 года – утратит силу действующая ныне ст. 61 Закона No 44-ФЗ, устанавливающая порядок аккредитации участников электронного аукциона.
6 См. ч. 11 ст. 24.1 Закона No 44-ФЗ.
7 Ч. 47 ст. 112 Закона No 44-ФЗ. Как только в ЕИС будет сформирован реестр участников закупок (т.е. с 1 января 2020 года), утратит силу ст. 62 Закона No 44-ФЗ, которая в настоящее время обязывает операторов электронных площадок вести собственные реестры аккредитованных участников электронных аукционов.
8 См., например, публикацию Торгуй пока молодой / Коммерсантъ.ru, 06.09.2017. Доступно по ссылке: https://www.kommersant.ru/doc/3403058
9 Ч. 1 ст. 54.2 Закона No 44-ФЗ.
10 Ч. 4 ст. 54.2 Закона No 44-ФЗ.
11 Там же.
12 Там же.
13 Ч. 8 ст. 54.3 Закона No 44-ФЗ.
14 П. 6 ч. 6 ст. 54.4 Закона No 44 -ФЗ. Разумеется, эти документы требуются только для оценки заявок, их отсутствие допуску не препятствует.
15 Ч. 1 ст. 54.5 Закона No 44-ФЗ.
16 П. 3 ч. 3 ст. 54.5 Закона No 44-ФЗ.
17 П.5 ч.6 ст. 54.5 Закона No 44-ФЗ.
18 П. 2 ч. 9 ст. 54.5 Закона No 44-ФЗ
19 П. 4 ч. 9 ст. 54.5 Закона No 44-ФЗ.
20 Ч. 6 ст. 54.6 Закона No 44-ФЗ.
21 Ч. 2 ст. 54.7 Закона No 44-ФЗ.
22 Ч. 10 ст. 54.7 Закона No 44-ФЗ.
23 Ч. 3 ст. 55.1 Закона № 44-ФЗ.
24 См. ст. 56.1, 57.1 Закона № 44-ФЗ.
25 Ч. 1 ст. 82.2 Закона № 44-ФЗ.
26 Ч. 6 ст. 82.4 Закона № 44-ФЗ.
27 Ч. 1 ст. 82.6 Закона № 44-ФЗ.
28 См. новую редакцию п. 8 ч. 2 ст. 83 Закона № 44-ФЗ.
29 Новая редакция ч. 15 ст. 83 Закона № 44-ФЗ.
30 Ст. 83 дополнена частью 10.1.
31 Ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ.
32 Функционал этой ГИС и порядок её создания установлены во вновь добавленных ч.ч. 13 – 14 ст. 4 Закона № 44-ФЗ.
33 См. новую редакцию п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона № 44-ФЗ.
34 Ст. 5 Закона № 44-ФЗ изложена в новой редакции.
35 Эх, где был этот пункт, когда действовал «антитурецкий запрет»!
36 См. п. 3 ч. 6 ст. 54.4 Закона № 44-ФЗ (требования к содержанию второй части заявки на участие в электронном конкурсе).
37 См. новую редакцию п. 7 ч. 5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ.
38 Ч. 3 ст. 73 Закона № 44-ФЗ дополнена пунктом 7. Раньше участники запроса котировок не должны были декларировать свое соответствие единым требованиям к участникам закупок.
39 Подп. «а» п. 4 ч. 9 ст. 82.3 Закона № 44-ФЗ. Обращает на себя внимание, что участники запроса котировок в электронной форме именно декларируют свое соответствие требованиям п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ (например, наличие у них лицензий или членства в СРО), а не подтверждают такое соответствие предоставлением соответствующих документов (копий лицензий, выписок из реестра членов СРО и т.д.).
40 П. 2 ч. 4 ст. 83 Закона № 44-ФЗ.
41 П. 3 ч. 9 ст. 83.1 Закона № 44-ФЗ.
42 См. новую редакцию п. 3 ч. 1.1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ.
43 Ч. 11 ст. 7.30 КоАП РФ (административный штраф в размере 50 тыс. руб. на должностное лицо).
44 См. новую редакцию ч. 4 ст. 30 Закона № 44-ФЗ.
45 См. п. 7 ч. 6 ст. 54.4 Закона № 44-ФЗ (вторая часть заявки на участие в электронном конкурсе), новую редакцию п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ (вторая часть заявки на участие в электронном аукционе), подп. «в» п. 4 ч. 9 ст. 82.3 Закона № 44-ФЗ (заявка на участие в электронном запросе котировок), п. 8 ч. 9 ст. 83.1 Закона № 44-ФЗ (заявка на участие в электронном запросе предложений).
46 См., например, решение Новосибирского УФАС России от 04.04.2017 по делу № 08-01-60 (участник закупки представил вместо декларации сведения из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства), постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14.03.2017 по делу № А46-6106/2016 (участник закупки написал в декларации настоящую ахинею), постановления Тринадцатого ААС от 02.12.2014 по делу № А56-35829/2014 и Третьего ААС от 06.04.2016 по делу № А33-24064/2015 (участники закупок указали в декларациях значения выручки от реализации товаров за предшествующий календарный год, которые превышали установленные Правительством РФ предельные значения) и т.д.
47 См. новую редакцию ч. 14 ст. 21 Закона № 44-ФЗ.
48 Данное нововведение вступает в силу через 10 дней со дня официального опубликования поправок.
49 По основаниям, предусмотренным ч.ч. 9, 10 ст. 31 Закона № 44-ФЗ.
50 См. новую редакцию ч. 11 ст. 31 Закона № 44-ФЗ.
51 П. 2 ч. 10 ст. 31 Закона № 44-ФЗ.
52 Данное нововведение вступает в силу через 10 дней со дня официального опубликования поправок.
53 См. новую редакцию п. 3 ст. 42 Закона № 44-ФЗ.
54 Случай, указанный в ч. 5 ст. 15 Закона № 44-ФЗ.
55 При осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной, муниципальной собственности и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную, муниципальную собственность.
56 См. ч. 52 ст. 112 Закона № 44-ФЗ.
57 Ч. 10 новой редакции ст. 44 Закона № 44-ФЗ.
58 Ч. 19 новой редакции ст. 44 Закона № 44-ФЗ.
59 Ч. 26 новой редакции ст. 44 Закона № 44-ФЗ.
60 Новая редакция ч. 27 ст. 44 Закона № 44-ФЗ.
61 Ч. 4 нововведенной ст. 24.1 Закона № 44-ФЗ.
62 Такие изменения внесены в требования к содержанию заявок на участие в открытом конкурсе (см. подп. «з» п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона № 44-ФЗ), вторых частей заявок на участие в электронном аукционе (см. новую редакцию п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ), заявок на участие в запросе котировок (см. новую редакцию п. 6 ч. 3 ст. 73 Закона № 44-ФЗ). Для вторых частей заявок на участие в электронном конкурсе соответствующее условие предусмотрено в п. 5 ч. 6 ст. 54.4 Закона № 44-ФЗ.
63 Новая редакция ч. 3 ст. 52 («бумажный» конкурс), п. 5 ч. 4 ст. 54.7 (электронный конкурс), п. 3 ч. 6 ст. 69 Закона № 44-ФЗ (электронный аукцион).
64 См. п. 3 ч. 6 ст. 69 Закона № 44-ФЗ. Это решило проблему отсутствия правовых оснований для отклонения заявки, соответствующей всем требованиям заказчика, но содержащей предложение о поставке иностранного товара, в случае, когда установлено ограничение допуска иностранных товаров.
65 Решение Краснодарского УФАС России от 19.10.2016 по делу № ЭА-1483/2016.
66 Решение Краснодарского УФАС России от 19.10.2016 по делу № ЭА-1483/2016. 66 Например, запрет на закупку иностранных ТРУ для нужд обороны страны и безопасности государства (ПП РФ от 14.01.2017 № 9), запрет на закупку иностранных товаров легкой промышленности (ПП РФ от 11.08.2014 № 791), запрет за закупку иностранного программного обеспечения (ПП РФ от 16.11.2015 № 1236). Подробнее об этом: Гурин О.Ю. О запретах на закупку иностранных товаров, работ, услуг // ПРОГОСЗАКАЗ.РФ, 2018 (1).
67 См. новую редакцию п. 2 ч. 2 ст. 51 применительно к заявкам на участие в открытом конкурсе, подп. «а» п. 3 ч. 4 ст. 54.4 (первая часть заявки на участие в электронном конкурсе), новую редакцию ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ (требования к первым частям заявок на участие в электронном аукционе). При проведении запроса котировок в электронной форме декларация страны происхождения товара осуществляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки (под. «а» п. 2 ч. 9 ст. 82.3 Закона № 44-ФЗ).
68 П. 3 ч. 9 ст. 54.5 (электронные конкурсы), п. 4 ч. 6 ст. 67 Закона № 44-ФЗ (электронные аукционы).
69 См. новую редакцию ч. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ.
70 См. новую редакцию ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ.
71 Данное изменение вступает в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования поправок.
72 См. новую редакцию ч. 4 ст. 104 Закона № 44-ФЗ.
73 П. 6 ч. 11 ст. 54.4 Закона № 44-ФЗ (заявки на участие в электронном конкурсе), новая редакция п. 5 ч. 11 ст. 66 Закона № 44-ФЗ (заявки на участие в электронном аукционе), п. 6 ч. 6 ст. 82.3 Закона № 44-ФЗ (заявки на участие в запросе котировок в электронной форме), п. 6 ч. 13 ст. 83.1 Закона № 44-ФЗ (заявки на участие в электронном запросе предложений).
74 Указание ЦБ РФ от 11.12.2015 № 3894-У.
75 См. новые редакции ч.ч. 4, 7 ст. 34 Закона № 44-ФЗ.
76 Ч. 29 ст. 34 Закона № 44-ФЗ.
77 Там же.
78 Ч. 5 ст. 24.1 Закона № 44-ФЗ.
79 Ч. 5 ст. 24.1 Закона № 44-ФЗ.
80 См. ч. 4 ст. 48 Закона № 44-ФЗ.


Гурин Олег Юрьевич
Преподаватель, главный редактор журнала “ПРОГОСЗАКАЗ.РФ.

Обзор изменений

Последнее изменение: Пятница, 29 декабря 2017, 13:21