Проблематика осуществления государственных закупок товаров, работ и услуг у субъектов малого предпринимательства

Малое и среднее предпринимательство является важной составляющей частью стабильной экономической и социальной политики государства. На сегодняшний день субъекты малого и среднего предпринимательства выделены в самостоятельный сектор современной экономики Российской Федерации. Социальная, экономическая и политическая роль малого бизнеса высоко оценена руководством нашего государства. Так, в ежегодном Послании Федеральному Собранию РФ 1 декабря 2016 года Президент РФ Владимир Владимирович Путин обозначил в качестве основополагающих задач подготовку предложений по оптимизации налоговых льгот и иных преференций, предоставляемых субъектам малого бизнеса.

В системе государственных закупок поддержке малого бизнеса уделяется особое внимание. Так, за время действия контрактной системы в Российской Федерации был принят ряд нормативно-правовых актов, существенно влияющих на обеспечение финансовой и иной поддержки субъектов малого предпринимательства.

На сегодняшний день государственные заказчики, осуществляющие закупочную деятельность в соответствии с требованиями Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон № 44-ФЗ) обязаны проводить закупки у субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций (далее – СМП, СОНКО).

Объем проводимых закупок должен быть не менее чем 15 % от совокупного годового объема закупок. Для того чтобы выбрать вышеназванный объем, Заказчик использует один из следующих механизмов предоставления преференций:

1) установление ограничения, в соответствии с которым принять участие в конкурентной закупке могут только СМП или СОНКО (ч. 3 ст. 30 Закона № 44-ФЗ). Начальная максимальная цена такого контракта не должна превышать 20 млн. рублей.
2) установление требования к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся СМП или СОНКО, об обязательном привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО (ч. 5 ст. 30 Закона № 44-ФЗ). Начальная максимальная цена контракта в данном случае не ограничивается. Но, согласно постановлению Правительства РФ от 23.12.2016 № 1466 «Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций», в контракты, устанавливающие обязанность по привлечению к их исполнению СМП, СОНКО, в обязательном порядке должен быть включен объем такого привлечения - не менее 5 % от цены контракта.

Следует отметить, что наиболее распространённым механизмом на практике является проведение закупки «только для СМП и СОНКО». Тем самым субъекты малого бизнеса и СОНКО получают преимущество перед всеми остальными участниками, так как в такой закупке им не нужно конкурировать со средним или крупным бизнесом, с некоммерческими организациями, не имеющими социальную направленность, а также с государственными учреждениями.

В настоящей статье рассмотрены проблемы, с которыми заказчики сталкиваются при исполнении требования закона о предоставлении преференций СМП и СОНКО.

Устанавливая преференцию на основании ч. 3 ст. 30 Закона № 44-ФЗ, Заказчик обязан отразить эту информацию как в извещении об осуществлении закупки (п. 4 ст. 42 Закона № 44-ФЗ), так и в закупочной документации, если для проведения закупки разработка такой документации предусмотрена законодательством. Нередки случаи, когда заказчики, устанавливая преимущества для СМП, СОНКО в извещении, забывают проверить наличие таких ограничений в документации о закупке, тем самым порождая подачу жалоб со стороны участников закупки, чьи заявки были отклонены ( Решение Татарстанского УФАС России от 14.08.2015 по делу № 233-кз/2015).
Много споров и разногласий повлек за собой вопрос предоставления подтверждающих документов о принадлежности к СМП или СОНКО в составе заявки участника. Изменения, внесенные в закон, четко регламентировали обязанность участника закупок предоставлять декларацию о принадлежности к СМП и СОНКО, без предоставления подтверждающих документов. Данные правила установлены п.1. ч.2. ст. 51, п.7 ч. 5 ст. 66, п.5 ч.3 ст. 73 Закона № 44-ФЗ. Декларацию участники закупки составляют в простой письменной форме преимущественно на фирменном бланке организации. Предоставление иных документов, полностью или косвенно подтверждающих принадлежность участника закупки к СМП влечет чаще всего отклонение заявки. Так, предоставление индивидуальным предпринимателем вместо декларации о принадлежности к СМП копии сведений о среднесписочной численности работников за предыдущий год, справки ФНС России о применении участником закупки упрощенной системы налогообложения, а также копии поданной налоговой декларации с указанием суммы полученных доходов повлекло отклонение заявки. Жалоба с доводами на наличие в составе заявки всех показателей, подтверждающих принадлежность участника закупки к СМП не была поддержана Ульяновским ФАС. (Решение Ульяновского УФАС России от 21.08.2014 по делу № 11240/03-2014).

Обязанность для Заказчиков проверять сведения, предусмотренные в декларации, законодательно не установлена. Но, если в ходе исполнения контракта будет установлено, что участник закупки предоставил недостоверную информацию о своем соответствии требованиям закупочной документации, что позволило ему стать победителем закупочной процедуры, заказчик будет обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. (ч. 15 ст. 95, Закона № 44-ФЗ). Об этом требовании и заказчики и участники закупки порой забывают. Дабы избежать множества негативных последствий, которые влечет расторжение контракта, заказчикам следует обращать внимание на проверку достоверности сведений, предоставляемых участниками в составе заявки. И одним из таких «способов проверки» является Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – Реестр МСП).

Реестр МСП был введен в действие Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» 1 августа 2016 года. Ответственность за ведение Реестра МСП возложена на Федеральную налоговую службу РФ. Ознакомиться с Реестром, а также проверить участника закупки на принадлежность к СМП согласно сведениям Реестра можно на сайте https://rmsp.nalog.ru.

Рассмотрим наиболее распространённые проблемы применения Реестра МСП, возникающие на практике у заказчиков при проведении конкурентных процедур. Участник закупки предоставил в составе заявки на участие в электронном аукционе декларацию о принадлежности СМП, как того требует п.7 ч. 5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ. Рассматривая вторую часть заявки, Заказчик выявил отсутствие в Реестре МСП соответствующих сведений. Что делать в такой ситуации? С одной стороны, следуя букве Закона, отсутствие в Реестре МСП не является основанием для отклонения заявки участника. Если декларация о принадлежности к СМП приложена в составе заявки, то отклонение заявки участника возможно только на основании выявления недостоверных сведений. Но всегда ли достоверны сведения из Реестра МСП? На сегодняшний день на практике нередки случаи, когда организация, фактически являясь СМП, не внесена Реестр МСП.

Пример из практики:
В Новосибирское УФАС России обратилось ООО «Иннопрактика» с жалобой на действия аукционной комиссии заказчика при проведении электронного аукциона. По мнению участника закупки, комиссия заказчика должна была отстранить ООО «АБ СПЕЦАВТОКАР» на этапе рассмотрения вторых частей аукционных заявок, в связи с тем, что на дату рассмотрения вторых частей заявок сведения о данном обществе отсутствовали в реестре СМП. Комиссия Новосибирского УФАС России указала, что информация, указанная в реестре СМП, может рассматриваться как факт несоответствия участника закупки требованиям ФЗ №209-ФЗ, но сведения о данном участнике закупки могут отсутствовать в данном реестре по различным причинам, в том числе, в связи с непредставлением необходимых сведений в налоговый орган в установленный законом срок. Таким образом, по мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, отсутствие сведений об ООО «АБ СПЕЦАВТОКАР» в реестре СМП не свидетельствует о том, что данное общество фактически не является СМП. Жалоба была признана необоснованной. (Решение Новосибирского УФАС России от 06.06.2017г. по делу № 08-01-202).

Необходимо отметить, что существует и другая практика. Так, то же самое Новосибирское УФАС России в решении от 06.12.2016 № 08-01-420 указало: «По совокупности норм действующего законодательства представляется, что статус субъекта малого предпринимательства появляется у участника закупки после включения соответствующей информации в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства».

Исходя из вышеизложенного, а также опираясь на многочисленную противоречивую практику рассмотрения подобных дел контролирующими органами, проверять достоверность предоставленных участником закупки сведений, только опираясь на сведения Реестра МСП, не следует. В случае, если выявлено противоречие между сведениями Реестра МСП и декларацией участника закупки, рекомендуется обратиться в УФНС России с запросом о статусе участника закупки. К сожалению, учитывая сроки ответа на запрос, в случае подтверждения недостоверности сведений в поданной декларации, заказчику придется расторгать уже заключенный контракт в соответствии с требованиями ч. 15 ст. 95, Закона № 44-ФЗ, неся все негативные последствия такого расторжения.

Хочется верить, что законодатель обратит внимание на вышеобозначенную проблематику и доработает положения Закона № 44-ФЗ в части подтверждения статуса участников закупок сведениями из Реестра МСП.

Еще одна сложность, с которой регулярно сталкиваются заказчики – невозможность осуществить закупки в объеме, предусмотренном законодательством в связи с отсутствием участников закупки из категории СМП: заказчик размещает закупки «только для СМП и СОНКО», а поданные заявки отсутствуют, и процедура признается несостоявшейся. Объем закупок, который заказчик осуществил у СМП и СОНО в отчетном году, рассчитывается исходя из фактически исполненных контрактов, заключенных по результатам состоявшихся конкурентных закупок (Письмо Минэкономразвития России от 10.05.2016 № ОГ-Д28-6392). Сумма начальных (максимальных) цен контрактов несостоявшихся определений поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включается в объем 15%. Поэтому, даже если заказчик размещал закупки в полном объеме, но они не состоялись, и заказчик «не добрал необходимый объем», предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 50 тыс. рублей (ч. 11 ст. 7.30 КоАП РФ). Во избежание такой ситуации заказчикам можно рекомендовать по возможности заблаговременно планировать закупки у СМП и СОНКО в объеме, значительно превышающем 15%.

Важным преимуществом для участников закупок из категории СМП и СОНКО стала регламентация срока оплаты по контракту. Первоначальное ограничение было внесено более трех лет назад, Федеральным законом от 4 июня 2014 г. N 140-ФЗ, в котором был установлен срок оплаты не более 30 календарных дней с даты подписания документов о приемке. В 2017 году законодатель сократил сроки оплаты, установив Федеральным законом от 01.05.2017 № 83-ФЗ срок оплаты по контракту не более чем в течение 15 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона № 44-ФЗ. Заказчикам следует обратить внимание, что в случае заключения контракта по процедуре «только для СМП или СОНКО» нужно считать рабочие дни, в случае "обычных" контрактов – календарные. Более того, необходимо помнить, что срок 15 рабочих дней применяется лишь в случае применения наиболее распространенного механизма осуществления закупки, предусмотренного ч. 3 ст. 30 Закона № 44-ФЗ (только для СМП и СОНКО). При осуществлении закупки согласно требованиям ч. 5 ст. 30 Закона № 44-ФЗ применяется срок «обычных» контрактов – 30 календарных дней.

Задержки в оплате отрицательно сказываются на доверии предпринимательского сообщества к системе государственных закупок. Сильнее всего отсутствие своевременных выплат бьет по представителям малого бизнеса - такие компании, как правило, не имеют свободных средств и вынуждены оформлять кредитные обязательства. Обеспечение своевременной оплаты в системе государственных закупок является одной из важных задач. Для ее достижения законодатель предусмотрел суровые административные наказания. С 6 августа 2017 года вступила в силу статья 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Статья не содержит периода неоплаты, который переводит вопрос из гражданско-правовой сферы в административную плоскость. Следовательно, любая просрочка может повлечь наложение административного штрафа. За повторное совершение административного правонарушения, должностному лицу грозит дисквалификация от одного до двух лет.

Предоставление преференций участникам закупки – это всегда дополнительные обязанности для заказчика. Перед законодателем стоит сложная задача – соблюсти баланс показателей: польза от результата и вред от излишних ресурсозатрат. Формат доклада позволяет затронуть лишь некоторые, наиболее распространенные аспекты проблематики осуществления закупок товаров, работ и услуг у субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций, которые мы обязательно затронем в дальнейшем.

Автор: Леонтьева Т.Ю., Директор НОЧУ ДПО АКР, преподаватель Академии Кадрового Резерва

Вебинары преподавателя:

Последнее изменение: Четверг, 16 ноября 2017, 08:58