Аптечные организации: на перепутье двух законов

7 июня 2017 года Президент РФ В.В. Путин подписал федеральный закон №108-ФЗ, ставший сороковой, юбилейной, правкой законодательства о контрактной системе.
В соответствии с внесенными изменениями в законы от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (Закон №223-ФЗ) и от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Закон№ 44-ФЗ) унитарные предприятия, являющиеся аптечными организациями и осуществляющие свою деятельность без привлечения бюджетных средств, получили право осуществлять закупки по правилам Закона №223-ФЗ.
Следует отметить, что изначально предполагалось распространить действие закона на все унитарные предприятия, осуществляющие фармацевтическую деятельность. Однако уже ко второму чтению в Государственной Думе сферу его применения сократили до аптечных организаций. При этом законодатель не дал отдельного определения, что подразумевается в данном случае под такими организациями.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010г .№ 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (Закон №61-ФЗ) фармацевтическая деятельность - деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов. Аптечная организация - организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, перевозку, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями Закона №61-ФЗ.

В тоже время приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27 июля 2010 г. N 553н "Об утверждении видов аптечных организаций" определяет только 3 вида таких организаций:

  • аптека (готовых лекарственных форм; производственная; производственная с правом изготовления асептических лекарственных препаратов);
  • аптечный пункт;
  • аптечный киоск.

Аналогичные выводы можно сделать, изучив Приказ Минздрава РФ от 04.03.2003 N 80 "Об утверждении Отраслевого стандарта "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения". Получается, что круг аптечных организаций строго ограничивается вышеприведенным перечнем.
А как быть остальным заказчикам - организациям, у которых аптека, аптечный пункт или аптечный киоск является структурным подразделением? Увы, но тут ситуация сложнее. Во-первых, в Законе №61-ФЗ речь в этом контексте идет только о медицинских организациях. Во-вторых, наличие структурного подразделения – аптечной организации не дает оснований считать таковой все предприятие, в состав которого она входит. Учитывая, что требования в соответствии с Законом №44-ФЗ и Законом №223-ФЗ установлены к закупкам заказчика в целом, а не его отдельных подразделений, представляется сомнительным расширительное толкование законов.
Таким образом, большинство экспертов склоняются к позиции, согласно которой унитарное предприятие, осуществляющее фармацевтическую деятельность, имеющее в своей структуре аптечную организацию, по-прежнему должно осуществлять закупки по правилам Закона №44-ФЗ.
Разумеется, такая трактовка не устраивает в первую очередь региональные фармации. Напомним, что вопросы к прозрачности их закупочной деятельности стали одной из причин перевода унитарных предприятий с Закона №223-ФЗ на более жесткие правила Закона №44-ФЗ. Теоретически, они имеют некоторые шансы на обоснование иной позиции: если закрыть глаза на вышеупомянутые приказы (а ведомственный приказ не может противоречить федеральному закону), и попытаться рассматривать в качестве аптечной организации любого обладателя лицензии на розничную торговлю лекарственными препаратами.
В качестве чисто теоретического варианта так же возможно выделение закупок для удовлетворения нужд структурного подразделения - аптечной организации, наподобие дуализма закупок бюджетных учреждений, но опять таки, без изменения законодательства это представляется проблематичным.
Во многом, решающую роль разрешении вопроса, до конкретизации норм закона, будут играть ФАС РФ (как основной контролирующий орган), Минфин РФ (как регулятор) и Минздрав РФ. Соответствующие запросы на разъяснения в их адрес заказчиками уже направляются. Впрочем, вне зависимости от видения органов исполнительной власти, вполне возможно формирование отличной практики со стороны органов прокуратуры и судебной системы. Поэтому в любом случае крайне желательно уточнение определения аптечной организации (как заказчика) на уровне федерального закона.
Что на практике можно порекомендовать сделать заказчикам, чей статус на сегодняшний день вызывает вопросы, и которые надеются избежать суровых рамок Закона №44-ФЗ?
Первый путь очевиден: продолжить осуществлять закупки по правилам Закона №44-ФЗ до наступления ясности. И это наша настоятельная рекомендация.
Второй требует определенных издержек, но позволит, если возобладает желаемая ими трактовка, сразу перейти на рельсы Закона №223-ФЗ: заказчики могут подготовить, утвердить и разместить (если получиться) положение о закупке, допускающее возможность проведения всех закупок по Закону №44-ФЗ. И так же, продолжая закупать по Закону №44-ФЗ - ждать.
Наконец, уверенные в правильности описанной позиции, на свой страх и риск могут начать работать по Закону №223-ФЗ. Что мы в данных условиях категорически не советуем – ответственность в случае ошибки может быть более чем весомой. А шансы на подобную трактовку весьма призрачны.

Автор: Кирилл Владимирович Кузнецов
Руководитель Центра Эффективных закупок Tendery.ru, преподаватель Академии Кадрового Резерва

Вебинары данного преподавателя:

Последнее изменение: Wednesday, 12 July 2017, 15:25