Как получить выплату по банковской гарантии

О чем пойдет речь: если исполнитель нарушил свои обязательства по контракту, заказчик может возместить убытки, взыскав деньги по гарантии. Важно корректно заполнить все документы и не пропустить крайний срок. А если банк в выплате отказал, учреждение вправе обратиться с иском в суд. Вероятность успеха высока, что подтверждает арбитражная практика.

Кто есть кто
Прежде чем заключить контракт, участник закупки предоставляет заказчику выданную банком гарантию. Она должна полностью соответствовать требованиям Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (далее – Закон о контрактной системе).
Принципал – это участник закупки, который обязан в определенных Законом о контрактной системе случаях уплатить заказчику установленную в конкурсной либо аукционной документации сумму.
Бенефициар – это заказчик, который вправе требовать выплаты этой суммы.
Гарант – это банк, который письменно обязуется погасить задолженность участника закупки перед заказчиком по требованию последнего.

Когда можно обратиться в банк

Банковская гарантия нужна заказчику в качестве страховки на случай, если участник закупки нарушит свои обязательства по контракту. Таким образом, заказчик (как бенефициар) обращается к гаранту в следующих случаях:

  • контрагент не выполнил свои обязательства по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг;
  • контрагент выполнил свои обязательства ненадлежащим образом, с нарушением условий контракта;
  • контрагент не выплатил выставленную ему неустойку (штраф, пени), размеры которой прописаны в контракте;
  • получив авансовый платеж, контрагент свои обязательства не выполнил и деньги не вернул.

Важно запомнить!
Если исполнитель допустил нарушение, заказчик не только вправе, но и обязан начислить неустойку по государственному контракту.

Какие документы подготовить
Чтобы взыскать денежные средства с банка, заказчик заполняет требование об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии (далее - требование).
Форма данного документа утверждена постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2013 г. № 1005 (далее – постановление № 1005).
Заполнить форму несложно. В ней надо указать сведения о заказчике, сумму, подлежащую уплате, реквизиты счета, на который банк должен перевести денежные средства и срок, до которого это надо сделать по условиям гарантии.
Важная деталь: срок – это количество дней. Его нужно указать цифрами и прописью. Также перечислите в требовании конкретные нарушения обязательств, в обеспечение которых выдана гарантия.

На заметку
Получив требование, гарант обязан немедленно уведомить об этом принципала и передать ему копии всех представленных заказчиком документов.

Постановлением № 1005 также утвержден перечень документов, которые заказчик обязан предоставить банку вместе с требованием.
1. Расчет суммы, включаемой в требование. Она зависит от конкретного нарушения, которое допустил принципал. Предположим, он получил аванс, предусмотренный государственным контрактом, но не выполнил свои обязательства. Тогда заказчик требует от банка компенсацию в размере аванса. Но она не должна превышать сумму обеспечения.
2. Платежное поручение. Оно подтвердит, что заказчик перечислил контрагенту аванс (если его выплата предусмотрена контрактом). На документе должна быть отметка банка бенефициара либо органа Федерального казначейства об исполнении.
3. Документ, подтверждающий факт наступления гарантийного случая в соответствии с условиями контракта. Нужен, если требование к банку предъявлено в силу ненадлежащего исполнения принципалом обязательств в период действия гарантии.
4. Документ, подтверждающий полномочия лица, которое подписало требование по банковской гарантии. Это может быть решение об избрании руководителя или приказ о его назначении,  доверенность. Отмечу, что данный перечень – закрытый. То есть банку запрещено требовать от заказчика иные документы.

Это интересно
Должен ли заказчик расторгнуть контракт?
Предположим, учреждение получило сумму возмещения, предусмотренную банковской гарантией. Учтите, что этот факт сам по себе не прекращает действие государственного контракта. Расторгнуть или изменить его заказчик вправе лишь на условиях, предусмотренных в статье 95 Закона о контрактной системе, а также изложенных в самом контракте.

В какие сроки предъявить требование
Все документы надо подготовить и направить в кредитную организацию, пока не истек срок банковской гарантии. Напомню, что он должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц (п. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе). Если ваш контрагент не исполнил свои обязательства по контракту, лучше сразу же сформировать требование и обратиться в банк.
Поясню на примере. Допустим, подрядчик не выполнил обязательства по оказанию услуг в срок, который совпадает со сроком действия контракта. Этот факт становится достоверно
известным заказчику лишь в день, когда контракт закачивает свое действие. Следовательно, у бенефициара остается один месяц, чтобы предъявить требования гаранту.

Банк откажет в выплате, если банковская гарантия не покрывает сумму, указанную в требовании и обоснованную расчетом.

Что делать, если банк отказывает в выплате
Представленную бенефициаром документацию подвергают проверке на предмет соответствия условиям гарантии. При этом банк не должен устанавливать факт неисполнения контрагентом обязательства. Например, если ненадлежащим образом выполнены строительные работы, представитель банка не будет выезжать на объект и проверять их качество. Но он должен убедиться в наличии всех документов и правильности их составления.
Банк вправе отказать заказчику в двух случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 376 Гражданского кодекса РФ.

  • Во-первых, если требование бенефициара либо приложенные к нему документы не соответствуют условиям гарантии.
  • Во-вторых, если заказчик обратился в банк после того, как срок действия банковской гарантии истек.

Об отказе гарант обязан уведомить бенефициара немедленно. Далее заказчик действует, исходя из причин отказа. Если поводом послужили ошибки в документации, то их нужно исправить, а затем снова предъявить банку требование об оплате. Главное – успеть сделать это прежде, чем окончится срок действия гарантии. Если же вы не согласны с решением банка, отстаивайте свои права
в судебном порядке.

Подобное дело рассмотрел Девятый арбитражный апелляционный суд (постановление от 8 октября 2015 г. № 09АП-40472/2015). Заказчик потребовал от исполнителя заплатить неустойку в связи с тем, что тот не выполнил работы в срок. Не получив денег, учреждение обратилось к гаранту. Однако банк в выплате также отказал, посчитав, что требование заказчика не соответствует условиям гарантии. И только после обращения в суд заказчику удалось взыскать с банка не только сумму возмещения по гарантии, но и проценты за пользование чужими денежными средствами.

Автор: Леонтьева Т.Ю.Директор НОЧУ ДПО АКР, преподаватель Академии Кадрового Резерва

Вебинары данного преподавателя:

Алгоритм применения пяти методов обоснования начальной максимальной цены контракта
Планирование на 2018 год. Формирование плана-графика и плана закупок
Алгоритм применения импортозамещающих актов в государственных закупках

Последнее изменение: Среда, 12 Июль 2017, 15:32