Новости Академии

Что год грядущий нам готовит: ближайшие нововведения в контрактную систему.

 
Изображение пользователя Татьяна Юрьевна Леонтьева
Что год грядущий нам готовит: ближайшие нововведения в контрактную систему.
от Татьяна Юрьевна Леонтьева - Среда, 23 января 2019, 08:30
 

17 января 2019 года в рамках X Гайдаровского форума состоялась экспертная дискуссия «Мир закупок: перезагрузка».

В числе экспертов выступили представители регуляторов и контролеров сферы закупок – Максим Рохмистров (аудитор Счетной палаты Российской Федерации), Татьяна Демидова (директор Департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Министерства финансов Российской Федерации), Анна Катамадзе (заместитель руководителя Федерального казначейства) и Михаил Евраев (заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы). В числе спикеров – генеральный директор Корпорации МСП Александр Браверман и вице-президент Торгово-промышленной палаты Елена Дыбова.

В рамках экспертной дискуссии участники обсудили текущую ситуацию в сфере государственных закупок, а также перспективы её развития в условиях внедрения цифровых технологий.  Спикеры обменялись экспертными мнениями. В частности, Татьяна Демидова, рассказала о достижениях в рамках реализации принятых поправок в 44-ФЗ и 223-ФЗ.

В числе главных достижений минувшего года – состоявшийся отбор операторов электронных площадок и уполномоченных банков для открытия специальных счетов при участии в закупках, а также принятие акта Правительства, устанавливающего порядок регистрации участников закупок в Единой информационной системе. Цель -- максимально возможный электронный обмен документами между федеральными органами исполнительной власти для снижения нагрузки на участников закупок.

Также Татьяна Демидова  сообщила, что в планах на 2019 год – принятие поправки в требования к операторам электронных площадок.

Директор Департамента надеется, что уже в ближайшее время мы увидим соответствующий акт, предусматривающий дополнительную проверку операторов электронных площадок на предмет соблюдения единых требований в части защиты информации, вступивших в силу с 1 января этого года.

Также ею были освещены вопросы об упрощении способов закупки, в том числе путем сокращения излишних, и о прекращении цикличности осуществления закупки в случае, если никто не приходит на закупочную процедуру. Это негативная тенденция, поскольку цикличность провоцирует возникновение вынужденного сговора между заказчиком и соответствующим поставщиком. «Наше предложение – чтобы после первого такого круга (несостоявшейся закупки, повторной закупки и запроса предложений) у заказчика было право заключить контракт с любым лицом, соответствующим требованию документации по согласованию с контрольным органом», — добавила Демидова. Кроме того, Минфин России сейчас проводит работу в части установления права заказчика осуществлять закупку за единицу независимо от предмета закупки. Это позволит заказчикам самостоятельно решать закупать соответствующий товар (работу, услугу) за единицу или с фиксированным объемом.

Директор Департамента  обозначила следующие ключевые пути развития:

  • активизация работы ФОИВ по разработке типовых контрактов и типовых условий контрактов;
  • автоматизация форм типовых контрактов;
  • установление возможности осуществления закупки по цене единицы товара, работы, услуги независимо от предмета закупки;
  • возможность заключения контракта со вторым участником при расторжении контракта с первым;
  • устранение цикличности закупок при отсутствии заявок. Установление возможности по согласованию с контролирующим органом заключения контракта с участником, не подавшим заявку, но соответствующим требованиям;
  • упрощение планирования путем введения единого планового документа. Объединение плана и плана-графика. Детализация в срок не позднее 3 месяцев информации о планируемых закупках: описание объекта, проекта контракта, обоснования НМЦК;
  • оптимизация процедур закупок. Исключение запроса предложений, запроса предложений в электронной форме, объединение конкурса с ограниченным участием с конкурсом, исключение двухэтапного конкурса

Максим Рохмистров считает, что система закупок в будущем «должна состояться не какими-то точечными изменениями, а перезагрузиться концептуально».

Анна Катамадзе от имени Федерального казначейства озвучила ряд предложений, которые необходимо реализовать в сфере закупок:

  • упростить процедуры закупок
  • повысить конкуренцию предложений
  • разгрузить нормы для заказчика и поставщика
  • перейти к превентивным мерам контроля и надзора

Также  Анна Катамадзе рассказала об основных направлениях цифровизации закупок, влиянии госзакупок на экономику и осветила работу ЕИС в 2018 в цифрах.

Так концу 2018 года количество запросов к ЕИС в сутки выросло со 140 млн до 220 млн. (прирост произошёл за счёт добавления значительного объема нового функционала и бизнес-процессов в ЕИС, например, заключения электронного контракта и связи между закупочным и бюджетным процессами).

ЕИС – это более 10 000 автоматизированных проверок, свыше 2 млн активных пользователей, порядка 5 млн контрактов на сумму свыше 21,6 трлн рублей и база данных объемом в 340 Тбайт.

В рамках автоматизации с 1 января 2019 года все закупочные процессы были переведены в электронный вид, что повлекло за собой изменение бизнес-процесса этих процедур, позволяющее обеспечивать конфиденциальность подачи заявок, не раскрывая информацию об участниках. Это ключевой фактор в обеспечении конкурентности и прозрачности закупочного процесса».

Также Анна Катамадзе отметила необходимость:

  • упрощения процедуры закупок
  • формирования КТРУ как инструмента нормирования и анализа цен
  • создания сервисов для поставщиков
  • перехода к превентивному контролю
  • устранения пробелов в регулировании, в том числе в области защиты прав предпринимателей в 223-ФЗ.

Михаил Евраев рассказал о перспективах развития контрольной деятельности и озвучил предложения по совершенствованию законодательства. В начале выступления, замруководителя ФАС России отметил, что за 2018 год в целом было рассмотрено более 80 тыс. жалоб по 44-ФЗ и более 7 тыс. по 223-ФЗ. Таким образом, рост числа рассмотренных жалоб составил порядка 70% (по сравнению с 2017 годом).

Михаил Евраев также акцентировал внимание на необходимости унификации практики по контролю между центральным аппаратом и территориальными управлениями.

Также спикер обратил внимание на необходимость использования предпринимателями информационной системы «Независимый регистратор», плагин которой доступен для свободного скачивания в ЕИС. «Независимый регистратор» позволяет предпринимателю вести в режиме реального времени запись электронных торгов, защищенную от стороннего вмешательства, которая является достоверным доказательством при рассмотрении жалоб в ФАС. Таким образом, использование данной системы гарантирует предпринимателю аргументы в защиту своей позиции при рассмотрении его жалобы на действия электронной площадки. Также ФАС России предложил развитие ЕИС в части контроля:

  • направление жалоб и уведомлений всем заинтересованным лицам только через ЕИС;
  • вся претензионная и иная официальная переписка заказчика с исполнителем в ЕИС;
  • дистанционное рассмотрение жалоб, которое позволит не приезжать заказчикам и предпринимателям, находящимся в отдаленных регионах

Ещё одним направлением, которое получит широкое развитие, станет создание информационно-аналитической системы государственного оборонного заказа (ИАС ГОЗ) и внедрение в данной сфере закрытых торгов. По мнению Евраева, это поспособствует зарождению здоровой конкуренции в сфере гособоронзаказа, где также появился электронный документооборот, единый каталог по ГОЗ, возможность сравнения цен и проведения секретных торгов в электронной форме.

В рамках дискуссии о совершенствовании текущего законодательства о закупках, замруководителя ФАС России отметил необходимость исключения проведения «бесконечных торгов», за счёт введения права заказчика на заключение контракта с единственным поставщиком на условиях документации о торгах.

Другая проблема, которая была отмечена ФАС России, — это разглашение информации об участниках электронных аукционов и сговор на торгах. Михаил Евраев считает, что решение этой задачи – в исключении в электронных аукционах подачи первой части заявки, чтобы любая компания, зарегистрированная на ЕИС, после автоматической проверки её предквалификации, могла принять участие в электронном аукционе путём подачи ценового предложения с автоматическим блокированием обеспечения заявки.

Еще одна проблема -- в установлении в документации о торгах «ловушек» для формального отклонения участников. Это наблюдается преимущественно в строительстве. Антимонопольное ведомство предлагает предусмотреть возможность участия предпринимателей в электронном аукционе путем подачи только «согласия» на исполнение контракта (после автоматической проверки участника на соответствие предквалификационным требованиям) в строгом соответствии с документацией, содержащей все необходимые требования заказчика.

В текущей ситуации незащищенными также оказались исполнители по контракту в случае его одностороннего расторжения со стороны заказчика. Сейчас «потеря» контракта и взыскание по нему обеспечения происходит даже, если компания признается добросовестной при рассмотрении вопроса о ее включении в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).  Возможное решение этой проблемы --  синхронизация вступления в силу решения об одностороннем расторжении контракта с решением о включении компании в РНП.

Подводя итоги, Михаил Евраев также обратил внимание на то, что в настоящее время всё ещё очень высок процент жалоб, признаваемых необоснованными (в среднем 60%).  Евраев предложил рассмотреть вопрос о возможности введения платы, если жалоба участника закупки была признана необоснованной. Это позволит в определенной степени защитить заказчика от «профессиональных жалобщиков».

Озвученные предложения и инициативы будут обсуждаться в дальнейшем, как с органами власти, так и с экспертным сообществом для выработки сбалансированной позиции и решений.

Александр Браверман рассказал об общем объеме закупок крупнейших заказчиков с государственным участием у субъектов МСП, который по итогам 2018 года (данные реестра договоров) составил 3,058 трлн рублей.

Глава Корпорации МСП также отметил, что более 67% в этом объеме занимает продукция производственного назначения, в том числе более 12% – инновационная, высокотехнологичная продукция.

Он также напомнил, что в 2018 году был установлен исчерпывающий перечень способов осуществления конкурентных закупок в соответствии с Законом № 223-ФЗ. Теперь конкурентные закупки, участниками которых могут быть только субъекты МСП, проводятся только в электронной форме.

При этом Правительство Российской Федерации для проведения таких закупок сократило количество электронных торговых площадок ((до 8 ЭТП).

Немного цифр:

В 2018 году поставщиками стали 104 837 субъектов МСП, с которыми крупнейшими заказчиками заключено 402 103 договора, на общую сумму 3,058 трлн рублей (в 2017 году объем закупок у субъектов МСП крупнейших заказчиков составил 2,098 трлн рублей). Количество номенклатурных позиций закупаемых товаров, работ, услуг увеличилось с 161,7 тыс. до 362 тыс. позиций в 2018 году.

В 2019 году планируемый объем закупок у малых и средних компаний, по данным Корпорации МСП, составляет 3,2 трлн рублей: прогнозируется продолжение тенденции по расширению перечня наименований закупаемых у субъектов МСП товаров и услуг – ожидается, что номенклатура закупок в текущем году вырастет до 380 тыс. позиций.

 Александр Браверман отметил, что обеспечить выполнение данного показателя поможет:

  • создание цифровой платформы для поддержки производственной и сбытовой деятельности малых и средних компаний
  • формирование реестра производственных МСП – потенциальных поставщиков крупнейших заказчиков
  • консолидированная поддержка инновационных, высокотехнологичных субъектов МСП, включая стартап-предприятия и «газели».

Предполагается, что ряд изменений коснется и нормативно-правового регулирования системы закупок:

  • расширится горизонт планирования закупок для субъектов МСП до 3 лет
  • будет введена административная ответственность за нарушение сроков по договорам с субъектами МСП
  • законодательно установлены возможности развития («выращивания») крупнейшими заказчиками потенциальных поставщиков.

Елена Дыбова в своем выступлении затронула тему отношения бизнеса к «перезагрузке» государственных закупок. Она считает, что для решения поставленных задач бизнес-сообщество и власть должны искать совместные пути решения поставленных задач.

По мнению Дыбовой, несмотря на все нововведения в сфере государственных закупок, в системе по-прежнему существуют недоработки. Конкуренция всё ещё остаётся крайне низкой. Чтобы двигаться вперёд, необходимо тщательнее исследовать причины сложившейся ситуации.

Среди основных «тормозящих» факторов в госзакупках Елена Дыбова приводит следующие:

  • Основным критерием выбора поставщика является самая низкая цена, средств на развитие у бизнеса не остаётся
  • Для победы по минимальной цене бизнес вынужден снижать качественные характеристики товаров и услуг
  • Сложность вхождения субъектов МСП в закупки из-за сложного процесса администрирования торгов, низкой рентабельности, отсутствия горизонта планирования, необходимости «заморозки» значительных оборотных средств
  • Высокие издержки Заказчиков на выполнение требований по проведению закупок любого уровня
  • Зарегулированность процесса закупок, не способствующего установлению долгосрочных взаимовыгодных партнерских связей

Скачать презентации участников экспертной дискуссии